8(499)938-49-78

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации

Содержание

Ст. 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации :: BusinessMan.ru

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации

Во 2 части 24 статьи Конституции установлена обязанность органов муниципальной и госвласти, а также их служащих предоставлять физлицам сведения, непосредственно касающиеся их свобод и прав.

Гражданину такая информация может потребоваться в самых разных случаях. Неисполнение уполномоченными структурами и должностными лицами их обязанности преследуется по закону. Ответственность установлена в 140 статье УК РФ и ст. 5.

39 КоАП. Рассмотрим их особенности.

Уголовная ответственность

За незаконный отказ должностных лиц в предоставлении материалов, документов, собранных в установленном порядке и непосредственно касающихся свобод и прав гражданина, такие лица наказываются:

  • Денежным взысканием до 200 тыс. р. или равным доходам виновного за 1,5 г.
  • Запретом вести деятельность или замещать посты определенных видов в течение 2-5 лет.

Аналогичные санкции предусмотрены и в случае предоставления заведомо ложных или неполных сведений. Однако обязательным условием наступления ответственности является причинение вреда законным интересам граждан или их правам.

Объективный аспект

Ответственность по 140 статье УК РФ наступает при:

  • Незаконном отказе в предоставлении физлицу материалов или документов.
  • Уклонении от предоставления сведений.
  • Предоставлении заведомо ложных или неполных данных.

Специфика деяния

Неправомерным отказом считается нежелание уполномоченного лица предоставить информацию, выраженное открыто. При этом он может быть письменным либо устным.

Предоставлением заведомо неполных данных является предложение ознакомиться с частью документов/материалов, частью сведений, которые в них присутствуют.

Нарушением прав заявителя будет считаться также письменный ответ на запрос, содержащий только часть информации, которая необходима заинтересованному лицу.

Предоставлением заведомо ложных данных является предложение ознакомиться с информацией, не соответствующей действительности. При этом нарушение прав заявителя будет констатировано даже в том случае, если ложными будут не все сведения, а только их часть.

Уклонение от предоставления данных

Им считается активное поведение, которое выражает отказ в завуалированной форме.

Уполномоченный служащий может уклоняться от предоставления субъекту данных, придумывая различные предлоги, не имеющие никаких (ни фактических, ни юридических) оснований.

К примеру, при отказе в предоставлении информации гражданину должностное лицо может сослаться на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют, хотя на самом деле они имеются в распоряжении.

Уклонением следует считать и бездействие. Речь, в частности, об отсутствии и устного, и письменного ответа на запрос.

Для признания деяния наказуемым по УК РФ отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоправным, т. е. противоречить положениям закона или иного нормативного акта.

Специфика состава

Незаконный отказ в предоставлении гражданину информации имеет материальную конструкцию. Наказание вменяется в случае, если действия/бездействия уполномоченного субъекта причинили интересам или правам заявителя ущерб.

Последствия преступления в законе не конкретизируются. Соответственно, они могут быть различными. К примеру, отказ в предоставлении информации гражданину может повлечь материальный или моральный вред, ущемление интересов лица и пр.

Субъективный аспект

Ущемление права на информацию должностным лицом происходит умышленно. При квалификации деяния мотив и цель не имеют значения.

К ответственности может привлекаться только специальный субъект – должностное лицо госструктуры, органа территориального самоуправления, учреждения, предприятия, организации любых форм собственности, уполномоченных предоставлять соответствующие сведения.

Административная ответственность

В ст. 5.39 КоАП закреплено наказание в виде денежного взыскания от 5 до 10 тыс. р. за незаконный отказ в предоставлении информации гражданину или организации. Эта же санкция установлена в случае несвоевременного ответа на запрос лица или предоставления заведомо недостоверных данных.

Пояснения

Как выше говорилось, право на информацию закреплено в Конституции. При этом Основной Закон допускает его ограничение исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Соответствующее положение закреплено в 3 части 55 статьи Конституции.

Следует обратить внимание, что право лица на получение информации ограничивается только федеральным, а не региональным законом.

В соответствии с 3 частью 41 статьи Конституции, при сокрытии служащими обстоятельств или фактов, представляющих для здоровья/жизни людей опасность, указанные должностные лица привлекаются к ответственности.

Особенности терминологии

Под предоставлением заявителю материалов, документов следует понимать использование им информационных ресурсов. Порядок доступа и пользования источниками данных определяется в ФЗ № 24.

В соответствии с положениями нормативного акта, информацией являются сведения о предметах, явлениях, фактах, событиях, процессах вне зависимости от формы предоставления.

Документированными данными (документами) считаются сведения, содержащиеся на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Пользователями информации являются граждане, госорганы, структуры местной власти, общественные объединения, организации и пр.

Эти субъекты имеют равные права на доступ к государственным ресурсам и не должны обосновывать их владельцам необходимость ознакомления с запрашиваемыми данными.

Исключением являются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.

Права и обязанности компетентных структур и лиц

Правила получения информации определяются владельцем соответствующего ресурса. Перечни видов сведений, данные об условиях и порядке доступа к ним предоставляются пользователям бесплатно.

Органы госвласти, организации, ответственные за создание и использование баз данных, должны обеспечить условия для оперативного предоставления полной и достоверной информации в соответствии с обязанностями, предусмотренными в положениях (уставах).

Правила накопления, обработки и использования документированных сведений с ограниченным доступом, порядок их защиты и доступа к ним устанавливаются уполномоченными структурами, ответственными за определенные массивы данных, в рамках их компетенции.

Права заявителей

Гражданам и юрлицам должен предоставляться доступ к документированным сведениям о них, право уточнять их для обеспечения достоверности и полноты данных. Заинтересованные субъекты вправе знать, кто и для чего использовал или использует информацию о них.

Ограничение доступа заявителей к таким данным допускается только по основаниям, установленным в федеральном законодательстве.

Владелец ресурса, на котором содержится документированная информация, должен предоставить ее бесплатно по требованию субъектов, которых она касается.

Нормативное регулирование

В отечественной правовой системе существует ряд законов, предусматривающих ответственность за отказ в предоставлении сведений. Так, в соответствии с 13 статьей ФЗ № 44 от 16.04.2001 г.

, отказ в доступе к государственной базе данных о детях, оставленных без родительского попечения, предоставление заведомо недостоверных сведений о них, сокрытие информации о них или иные противоправные действия, ущемляющие право граждан на информацию или создающие препятствия для его реализации, могут быть оспорены в суде. Обжалование осуществляется в порядке, закрепленном в ГПК.

В соответствии с ФЗ № 131, структуры местной власти и их служащие обязаны обеспечивать каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомиться с документами, материалами, которые имеют непосредственное отношение к свободам и правам заявителя. Кроме того, указанные лица и органы должны предоставлять достоверные и полные сведения о своей работе, если другое не закреплено в федеральном законодательстве.

Информация о деятельности федеральных структур власти

Правительство и прочие исполнительные органы федерального уровня должны обеспечивать доступ юридических и физлиц к сведениям о своей работе. Для этого устанавливается перечень сведений, обязательных для публикации на информационных ресурсах публичного пользования.

К таким данным относят информацию о:

  • нормативных актах, принимаемых правительством, федеральными ведомствами и министерствами;
  • персональных данных председателя и членов правительства, руководителях органов исполнительной власти федерального уровня, их территориальных подразделениях, а также других должностных лицах.

Такая необходимость обуславливается властными полномочиями правительства, обязывающего ведомства и министерства создавать публичные информационные ресурсы.

Характер нарушений

Ненадлежащее исполнение или невыполнение обязанностей, установленных Конституцией и федеральным законодательством, рассматривается как административное правонарушение, наказание за которое определено в статье 5.39 КоАП.

Им, в частности, считается несвоевременная или нерегулярная публикация информационных ресурсов в Интернете, прочих системах публичного пользования.

По смыслу ст. 5.39 КоАП предоставление заявителю доступа к интересующим его сведениям не связано с их содержанием, однако обуславливается регламентацией права лица федеральным законом.

Соответственно, субъекту должна предоставляться не только информация, которая имеет непосредственное отношение к его свободам и правам, но и другие сведения, к которым, в частности, относятся данные о работе Правительства и исполнительных структур федерального уровня.

Заключение

Различие между административным правонарушением, предусмотренным статьей 5.39, и преступлением, санкции за которое закреплены 140 нормой УК, обусловлено опасными последствиями.

При неправомерном отказе уполномоченного служащего в предоставлении собранных по установленным правилам материалов/документов, имеющих непосредственное отношение к свободам/правам субъекта, предоставление заведомо ложных/неполных сведений признается уголовно наказуемым деянием, если будет установлен вред интересам заявителя. Достаточно только доказанного факта наличия ущерба для привлечения к ответственности.

Источник: https://BusinessMan.ru/st-uk-rf-otkaz-v-predostavlenii-grajdaninu-informatsii.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Ответственность за отказ в предоставлении гражданам информации | Защита потребителей в сфере ЖКХ

Дата размещения статьи: 14.07.2014

Сегодня представляет особый интерес изучение вопросов, связанных с жилищно-коммунальным комплексом, что вызвано многочисленными грубыми нарушениями со стороны сотрудников управляющих компаний и основывается на позиции главы государства . ———————————

http://rupolitika.ru/vnutpolitika/ o-surovoy-borbe-putina- s-tarifami-na-zhkh/, http://www.odnako.org/blogs/show_23602/

Нами был проведен анализ статистики обращений граждан, поступивших в органы прокуратуры (на примере прокуратуры Ленинского района г.

Ростова-на-Дону), направлены запросы о количестве обращений граждан, их содержании, о результатах их рассмотрения и проанализированы ответы управляющих компаний района по указанным вопросам.

Исследование проведено в целях установления эффективности деятельности жилищно-коммунальных служб в части соблюдения права граждан на доступ к информации и получение информации. В 2012 г. по сравнению с 2011 г.

наблюдался рост обращений граждан, поступивших в органы прокуратуры (в 2011 г. — удовлетворено 24 жалобы, в 2012 г. — 42 жалобы), по вопросам нарушений сотрудниками управляющих компаний действующего жилищного законодательства.

При этом нередко в жалобах говорится об игнорировании запросов граждан жилищно-коммунальными службами, а иногда и о прямом отказе в предоставлении информации. Анализ ответов, поступивших из управляющих компаний, показывает, что начиная с 2011 г.

наблюдается рост повторных обращений граждан, поступающих в управляющие компании, в полтора раза. Также увеличилось и поступление повторных жалоб по аналогичным вопросам, что свидетельствует о неудовлетворенности граждан предыдущими ответами либо неполучении ответов вообще.

Подавляющее большинство жалоб граждан связано с ненадлежащим содержанием общего имущества многоквартирных домов, неправильным начислением платы за коммунальные услуги, а также с некачественными услугами.

Также необходимо отметить, что любая информация в сфере жилищно-коммунального хозяйства весьма важна и, не обладая такой информацией, лицо не сможет защитить свои права в полной мере.

Отсюда возникает право на информацию, которое является одним из важных условий, обеспечивающих социально активное поведение человека в правовой сфере, наиболее полное использование им прав и свобод, добросовестное осуществление юридических обязанностей.

Вместе с тем существует проблема привлечения сотрудников управляющих компаний к ответственности за непредоставление гражданам информации. На сегодня предусмотрена административная (ст. 5.39 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст.

140 УК РФ) за отказ в предоставлении гражданину информации. Кроме того, с 2011 г. КоАП дополнен новым положением. Это ст. 7.23.1 «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Причем абсолютно обоснованно с 2011 г. увеличилась санкция за подобное административное правонарушение .

Также в перечень основных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере входят: Жилищный кодекс РФ; Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731; Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307. ———————————

http://clubupravdom.ru/news/ otvetstvennost_za_ nepredostavlenie_informacii_ uk_uvelichili_v_10_raz/ 2011-12-14-379. За несоблюдение стандарта раскрытия информации управляющими компаниями ужесточили наказание. В Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения. Раньше штраф для должностных лиц управляющих компаний за отказ в предоставлении информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации составлял всего от 1000 до 3000 руб. Теперь управляющая компания может поплатиться гораздо более весомой суммой. За нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации теперь налагается штраф в размере от 30000 до 50000 руб. на должностных лиц; от 250000 до 300000 руб. — на юридических лиц. Повторное нарушение может повлечь за собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Изменения вступили в силу 17 декабря 2011 г.

Источник: http://maxpark.com/community/4701/content/5711324

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Одинцовская прокуратура: «Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации» — Администрация сельского поселения Успенское

Одинцовская прокуратура: «Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации» - Администрация сельского поселения Успенское

Объектом отказа в предоставлении информации являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.

Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан влечет уголовную ответственность по ст. 140 УК РФ.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является его предмет — собранные в установленном порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо неполная или заведомо ложная информация.

Определяющее значение в определении правомерности предоставления информации имеет ее статус (режим пользования).

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Порядок обязательного предоставления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Неправомерная выдача информации с ограниченным доступом может повлечь уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ, в частности по ст. ст. 155, 283 и др.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает деяния, которые могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия.

преступления с объективной стороны заключается в выполнении одного из альтернативных деяний: а) отказа в предоставлении гражданину информации; б) уклонения должностного лица от предоставления информации; в) предоставления заведомо неполной информации; г) предоставления заведомо ложной информации.

Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде вреда правам и законным интересам гражданина и причинную связь между деянием и наступившим вредом.

Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица.

Поскольку последствия не конкретизированы, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать предложение для ознакомления либо письменное предоставление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

Под отказом в предоставлении информации следует понимать прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

Под уклонением от предоставления информации следует понимать активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта.

Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации.

Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины. Деяние может рассматриваться как преступление только при наличии прямого или косвенного умысла.

Виновный осознает, что он в прямой или завуалированной форме отказывает в предоставлении требуемых документов или материалов либо дает заведомо неполную или заведомо ложную информацию, предвидит, что этими действиями причиняет вред правам и законным интересам гражданина, и желает его причинить, допускает возможность причинения вреда либо относится к этому безразлично.

Мотивация совершения этих действий для квалификации значения не имеет.

Если виновный, руководствуясь нормами закона, ошибочно полагает, что он не вправе предоставлять запрашиваемую информацию, то его действия нельзя квалифицировать как преступные.

Предоставление ложной либо неполной информации должно быть заведомым для виновного, т.е. он должен быть осведомлен о характере и неполноте содержания предоставляемой информации.

Предоставление непроверенной либо ненадлежаще проверенной информации не образует в действиях виновного состава рассматриваемого преступления.

Субъект преступления специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Совершение указанных преступных деяний наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Источник: http://www.uspenskoe-admin.ru/novosti-politsiya/5413-odintsovskaya-prokuratura-ugolovnaya-otvetstvennost-za-otkaz-v-predostavlenii-informatsii

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Отказ в предоставлении гражданину информации: статьи УК РФ и КоАП, причины, ответственность

Отказ в предоставлении гражданину информации: статьи УК РФ и КоАП, причины, ответственность

Когда-то человеку хватало минимальных знаний. Спустя столетия информация стала одной из высочайших ценностей.

Её хранят, защищают, крадут, утаивают, обнародуют и так далее.

 В наше время с информацией связаны многие правонарушения и/или преступления в области прав и свобод человека. Рассмотрим два из них.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по номеру:

(Звонок Бесплатный)

Это быстро и !

Основные сведения

Ситуация проста: нам нужны сведения, мы их запрашиваем в законном порядке. Это может быть информация о здоровье ребёнка или престарелого родителя, которые направлены на лечение в стационар. Или сведения о ходе исполнительного производства, о принятых приставами мерах и так далее.

Запрос сделан, а вот ответа нет. Здесь возможны варианты: либо полное молчание, либо масса отговорок (ответственный сотрудник в отпуске/на больничном, письмо у кого-нибудь на подписи). И вот тогда самое время задуматься: быть может, стоит заявить о правонарушении или о преступлении?

Подробно об особенностях отказа в предоставлении информации как преступлении расскажет следующее видео:

Понятие и правовые нормы

Для начала рассмотрим, какие именно нормы гарантируют нам информационные права, защищают их и призваны карать виновных:

  1. Конституция во втором пункте 24-й статьи указывает на обязанность представителей государственной власти или местного самоуправления обеспечивать ознакомление с документами/материалами всех тех, чьи права и свободы затрагиваются такими документами.
  2. В четвёртой части 29-й статьи Конституция гласит: мы вправе оперировать информацией в рамках закона. Сведения можно искать и получать, передавать и распространять. Конечно, если это не государственная тайна.
  3. 27 июля 2006 года был принят Федеральный закон (его номер – 149-ФЗ), который также говорит о доступе к информации, правах, обязанностях и ограничениях в этой сфере. Особенно важной представляется восьмая статья закона.
  4. КоАП в статье 5.39 рассматривает сразу три «информационных» нарушения. Речь идёт о ситуациях, когда необходимые сведения оказываются заведомо ложными, или предоставляются с нарушением отведённых на это сроков, или не предоставляются совсем.
  5. Очень схожа с упомянутой выше нормой 140-я статья УК. Однако в ней есть важнейшее дополнение: указание на вред, который возникает в результате нарушений в области предоставления сведений.

Субъективная сторона отказа в предоставлении гражданину информации рассмотрена ниже.

Уголовно-правовая характеристика преступления и его состав

Сначала рассмотрим общие для правонарушения и преступления моменты, а затем – отличия между ними. Это поможет лучше разобраться в том, когда нарушителю наших прав предстоит отвечать по КоАПу, а когда – по УК.

  • Деяние по статьям 5.39 или 140 может совершить только специальный субъект. Это некто, чья должность предполагает предоставление информации (данных, справок и прочего).
  • В узком смысле объектом правонарушения/преступления становятся наши права на получение сведений, в широком – вся конституционная основа таких прав. Нарушения допускаются только с прямым умыслом.
  • Объективная сторона может проявить себя как действием, так и бездействием виновного.
  • У правонарушения по статье 5.39 формальный состав. Для 140-й статьи состав преступления материальный. Это значит, что виновный не просто должен допустить нарушения в предоставлении информации, это должно стать причиной какого-либо подтверждённого вреда.

Виды

Какого-то специального деления статьи 5.39 и 140 не дают. Никаких квалифицирующих обстоятельств или примечаний в статьях не содержится. И всё же условно можно выделить три момента:

  • сведения должны быть предоставлены, но этого не происходит (с прямым отказом или игнорированием запроса);
  • требуемая информация намеренно искажается виновным;
  • сведения предоставляются с нарушением отведённых на это сроков.

Последнее обстоятельство оговаривается только в КоАПе, в УК такой формулировки нет.

Про обжалование отказа в предоставлении информации разным типам субъектов (пр. медиками, адвокатам, организациям, судебным приставам и т.п.) читайте ниже.

Управляющая компания не хочет предоставлять информацию? Следующее видео подскажет, как бороться с правонарушением:

Обжалование отказа

Здесь всё зависит от того, кто именно стал нарушителем, а также идёт речь о правонарушении или о преступлении.

  • Если нарушение (отказ в предоставлении информации) подходит под КоАП, есть общий принцип: не стоит сразу обращаться к «верхам». Существует такая вещь как порядок подчинённости: в своих жалобах приходится словно идти по лестнице всевозможных органов и должностей.
  • Если «секретничает» полицейский, правильнее всего обращаться в прокуратуру. Адвокаты состоят в различных коллегиях. Действия приставов сначала обжалуют у старшего над ними, а затем – выше, от местного до федерального управлений.
  • Когда нарушителем становится врач, указать на его нарушения нужно руководителю медучреждения. Если не поможет, желательно пожаловаться одновременно и в страховую компанию, в местный департамент здравоохранения.
  • О преступлении лучше заявить в полицию. Главное – не забыть о доказательствах полученного вреда, без которых речь пойдёт всё-таки о правонарушении.

Как составить жалобу?

В этом вопросе действуют общие принципы. Сначала нужно чётко определиться, кому писать. Затем нужно коротко, чётко и без малейших эмоций изложить следующее:

  1. Дату, время, обстоятельства отказа в предоставлении сведений.
  2. Кем было допущено нарушение. Здесь важно показать, что именно виновный был обязан предоставить информацию, но не сделал этого.
  3. Перечислить требования: предоставить информацию, принять меры в отношении «отказника».

Очень важно не забыть указать все свои контактные данные – номера телефонов, электронный и почтовый адреса.

Куда и как ее подать?

  • Более традиционный вариант предполагает обращение в дежурную часть или приёмную с распечатанным заранее заявлением и всеми приложениями. Экземпляров должно быть два. Входящий номер не всегда присваивается сразу, иногда лишь через три рабочих дня.
  • Второй вариант – найти интернет-приёмную той организации, куда хотите обратиться. Обычно при обращении нужно указывать электронную почту – туда приходят извещения о регистрации заявления, а также (если нужно) коды подтверждения.

Про то, как выглядит образец письма с причиной об отказе в предоставлении информации, расскажем далее.

Образец письма об отказе

Какого-то унифицированного образца просто не существует. Каждый орган имеет обычно свои формы ответов и правила их составления. И всё же обратите внимание: отказ должен как-либо мотивироваться, объясняться требованиями законов.

Скачать образец письма с причиной об отказе в предоставлении информации вы можете здесь.

Образец письма об отказе в предоставлении информации

Образец письма об отказе в предоставлении информации — 1Образец письма об отказе в предоставлении информации — 2Образец письма об отказе в предоставлении информации — 3Образец письма об отказе в предоставлении информации — 4Образец письма об отказе в предоставлении информации — 5Образец письма об отказе в предоставлении информации — 6Образец письма об отказе в предоставлении информации — 7

Уголовная и административная ответственность за отказ в предоставлении информации рассмотрены ниже.

Наказание и ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации

  • При нарушении по стать 5.39 КоАП виновный будет отвечать в административном порядке. Наказанием становится штраф в пределах одной – трёх тысяч рублей.
  • По 140-й статье УК РФ о незаконном отказе в предоставлении гражданину информации возможно два вида наказаний: либо штраф в пределах двухсот тысяч рублей (дохода не более чем за полтора года), либо запрет на некоторые виды деятельности (должности), который налагается на срок не менее двух и не более пяти лет.

Юристы-практики отмечают, что пока что описанные выше нормы применяются редко. Преимущественно люди жалуются друг другу. Возможно, со временем мы по-настоящему оценим важность информации и будем более активно бороться с нарушениями в этой области.

А в видео ниже будут рассмотрены советы в отношении борьбы с отказами в предоставлении информации, а также будет рассказано о примерах из судебной практики в этой сфере:

Источник: http://ugoloa.com/prestupleniya/protiv-lichnyh-prav-i-svobod/otkaz-v-predostavlenii-informatsii.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации

Объектом отказа в предоставлении информации являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.

Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан влечет уголовную ответственность по ст. 140 УК РФ.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является его предмет — собранные в установленном порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо неполная или заведомо ложная информация.

Определяющее значение в определении правомерности предоставления информации имеет ее статус (режим пользования).

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Порядок обязательного предоставления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Неправомерная выдача информации с ограниченным доступом может повлечь уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ, в частности по ст. ст. 155, 283 и др.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает деяния, которые могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия.

преступления с объективной стороны заключается в выполнении одного из альтернативных деяний: а) отказа в предоставлении гражданину информации; б) уклонения должностного лица от предоставления информации; в) предоставления заведомо неполной информации; г) предоставления заведомо ложной информации.

Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде вреда правам и законным интересам гражданина и причинную связь между деянием и наступившим вредом.

Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица.

Поскольку последствия не конкретизированы, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать предложение для ознакомления либо письменное предоставление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

Под отказом в предоставлении информации следует понимать прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

Под уклонением от предоставления информации следует понимать активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т. е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта.

Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации.

Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины. Деяние может рассматриваться как преступление только при наличии прямого или косвенного умысла.

Виновный осознает, что он в прямой или завуалированной форме отказывает в предоставлении требуемых документов или материалов либо дает заведомо неполную или заведомо ложную информацию, предвидит, что этими действиями причиняет вред правам и законным интересам гражданина, и желает его причинить, допускает возможность причинения вреда либо относится к этому безразлично.

Мотивация совершения этих действий для квалификации значения не имеет.

Если виновный, руководствуясь нормами закона, ошибочно полагает, что он ¦ не вправе предоставлять запрашиваемую информацию, то его действия нельзя квалифицировать как преступные.

Предоставление ложной либо неполной информации должно быть заведомым для виновного, т. е. он должен быть осведомлен о характере и неполноте содержания предоставляемой информации.

Предоставление непроверенной либо ненадлежаще проверенной информации не образует в действиях виновного состава рассматриваемого преступления.

Субъект преступления специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Совершение указанных преступных деяний наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Источник: http://vlesnom.com/news/?id=58876

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть