8(499)938-49-78

регулирование законом рф монополистических действий и ограничение конкуренции

Содержание

Правовой механизм защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности

Регулирование законом РФ монополистических действий и ограничение конкуренции

1. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Сущностной характеристике монополистической деятельности посвящен второй раздел Закона о конкуренции1, однако само определение ее дано в ст. 4 первого раздела этого Закона.

Она рассматривается как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Следует подчеркнуть, что в последней редакции Закона содержание монополистической деятельности существенно изменено по сравнению с тем, которое давалось в прежней редакции, особенно, когда речь идет о таком ее признаке, как соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции. Раскрывая глубинную сущность монополистической деятельности, законодатель указывает на ее основные признаки:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта в том случае, если доля его товара на рынке составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положением на рынке не является доминирующим. В то же время не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Закон о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, такие действия (бездействие), которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

К числу таких действий (бездействия) Закон, в частности, относит: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке с последующим повышением цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание условий доступа на товарный рынок, которые ставят в неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими (дискриминация); создание входных (выходных) барьеров на рынок и с рынка; установление и поддержание монопольно высоких (низких) цен и др.

В то же время Закон предусматривает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, которые в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Законом запрещается заключение договоров или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара либо взаимозаменяемых товаров (субститутов), которые приводят или могут привести к поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах, разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров; ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями.

Однако, если совокупная доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара не превышает 35 %, то вышеуказанные положения к ним не применяются.

В качестве монополистической может быть признана также любая координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

3) акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на отграничение конкуренции. Органам власти всех уровней запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

4) соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на ограничение конкуренции.

Поэтому Законом о конкуренции запрещается заключение в любой форме соглашений при осуществлении согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в результате которых имеются или могут иметь недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (ст. 8 Закона о конкуренции).

Новеллой в Законе о конкуренции являются антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления.

Не допускается при проведении конкурса создание преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных участников конкурса, участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц, необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе и др.

Нарушение данных правил является основанием для признания судом конкурса недействительным.

Определение недобросовестной конкуренции содержится в ст.

4 Закона о конкуренции и означает любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Известный русский юрист Г.К.

Гинс под недобросовестной конкуренцией понимал «пользование принадлежащим каждому правом соревнования, которое сопровождается способами, морально недопустимыми, понижающими деловую порядочность купцов в отношении друг к другу и подрывающими доверие к купцам со стороны потребителей»1.

Конкретные формы проявления недобросовестной конкуренции содержатся в ст. 10 Закона о конкуренции2.

Первая форма — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации.

Вторая форма недобросовестной конкуренции — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара.

Третья форма — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, в основе которого лежат ненавязчивые, но искаженные представления о качестве товара, его потребительских свойствах, т.е. преувеличение его действительных достоинств.

Четвертая форма, обозначенная в Законе, — продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Пятая форма — получение, использование, разглашение научно-технической производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренции, установленных в Законе о конкуренции, не является исчерпывающим. В частности, к формам недобросовестной конкуренции относится также ненадлежащая реклама, т.е.

недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (ст.

2 ФЗ РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 г.1).

1.2. Цели, методы и механизм антимонопольного регулирования

Начиная анализ формирования правового механизма антимонопольного регулирования в России следует отметить, что социально-экономические системы очень инерционны, и поэтому практически невозможно совершить резкий переход от одной системы к другой без тщательно продуманной концепции и программы такого перехода. Чрезвычайно высокая степень монополизации советской экономики, сложившаяся вследствие многолетней политики концентрации и узкой предметной специализации производства, отсутствие частной собственности стало одним из главных препятствий на пути формирования рынка, развития конкуренции и предпринимательства.

Для преодоления такого положения и, прежде всего, в целях формирования конкурентной среды потребовалось создание системы нормативно-правовых актов, направленных на защиту свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Первым шагом в решении задачи по формированию законодательного регулирования конкуренции и монополий стало дополнение ст. 17 Конституции РСФСР в 1990 г.

нормой, обязывающей государство не допускать монополизма на начальном этапе формирования рыночной экономики.

Российская правовая система пошла по пути формирования законодательства, представленного как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов.

В частности, 22 марта 1991 г.

был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных крынках», который затем дополнялся и изменялся1.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации

2.

Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

4.

Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

    Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Условием свободы конкуренции является ст.

8 Конституции РФ, дающая правовые гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

Беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, закреплено в ст.

34 Конституции РФ, а ст. 74 этой же Конституции запрещает установление таможенных границ и сборов, а также иных препятствий, затрудняющих свободное перемещение товаров и услуг.

В систему нормативно-правовых актов, регулирующих конкуренцию и монополистическую деятельность на рынке товаров и услуг, входят отдельные нормы ГК РФ. Так, п. 1 ст.

10 не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, а п. 1 ст.

1033 по договору коммерческой концессии предусматривает возможность обязать пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора.

Бели же будет установлено, что эти ограничительные условия противоречат антимонопольному законодательству, то по требованию антимонопольного органа они могут быть признаны недействительными.

Нормы права, призванные укреплять свободу конкуренции и ограничивать всевластие монополий, содержатся также в федеральных законах: от 18 июля 1995 г. «О рекламе»; от 19 июля 1995 г. «О естественных монополиях»; от 7 февраля 1992 г.

в редакции от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», от 29 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; от 14.04.1998 г.

«О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

В ряду названных антимонопольных законов основным является Закон о конкуренции, который определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Сфера применения данного Закона весьма широка, то есть его нормы распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, участниками которых являются российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В то же время настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничения конкуренции. Его действия не распространяются и на отношения, связанные с монополистической деятельностью, с недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

Наряду с антимонопольными законами важную роль в регулировании конкуренции и монополий занимают подзаконные акты — Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, приказы и инструкции федеральных антимонопольных органов РФ.

2. ИНСТИТУТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Система антимонопольных органов и их полномочия

Государственная политика, направленная на формирование рыночных отношений, призвана содействовать развитию товарных рынков и конкуренции, а также принимать необходимые меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Источник: http://bukvi.ru/pravo/predprinpravo/pravovoj-mexanizm-zashhity-konkurencii-i-ogranicheniya-monopolisticheskoj-deyatelnosti.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Методические рекомендации по расследованию монополистических действий и ограничения конкуренции (ст. 178 ук рф)[1]

Построение экономики основанной на рыночных отношениях невозможно без конкуренции, которая выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка.

Государство вполне оправданно устанавливает необходимые меры юридической поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с использованием уголовно-правовых средств государственного принуждения.

Законодатель, включив в УК РФ статью 178 «Монополистические действия и ограничение конкуренции», подчеркивает тем самым особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения антимонопольных правил экономической деятельности.

Указанное положение Уголовного кодекса о наказуемости монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции действует не обособленно, а включено в единую систему государственного антимонопольного регулирования, основанную на общих целях и конституционном принципе недопустимости противоправного монополизма и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство  регулирует отношения, влияющие на кон­куренцию и связанные с защитой конкуренции, определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года № 948-1, Федерального закона РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ[2], издаваемых в соответствии с ними федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федерального антимонопольного органа[3], нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах своей компетенции регулирование на рынке.

Вместе с тем, анализ деятельности антимонопольных и других государственных органов (в том числе правоохранительных) показывает, что данная норма УК РФ крайне редко используется для пресечения монополистических действий и нарушений правил конкуренции. Опрос работников правоохранительных органов, изучение уголовных дел и иных материалов, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, свидетельствует о наличии ряда объективных причин:

— несовершенством как антимонопольного, так и уголовного законодательства, разночтением в установлении оснований для привлечения к уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

— недостаточной подготовкой специалистов, применяющих уголовно-право­вые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства;

— отсутствием соответствующих методических разработок[4].

Указанные выводы подтверждаются и данными статистики о количестве преступлений по которым возбуждались уголовные дела:

Так, в 1998 году в целом по Российской Федерации было возбуждено по ст. 178 УК РФ 23 уголовных дела, всего расследовалось – 27, из них окончено расследованием 16 уголовных дел.

В 1999 году всего по России возбуждено по ст. 178 УК РФ 36 (+ 56,5 % к АППГ) уголовных дел, всего расследовалось – 39 (+ 44,4 %), из них окончено расследованием 27 (+ 68,8 %) уголовных дел.

За 12 месяцев 2000 года было возбуждено по ст. 178 УК РФ 42 (+ 10,5 % к АППГ) уголовных дел, всего расследовалось – 49 (+ 2,1 %), из них окончено расследованием 24 (- 41,5 %) уголовных дела[5].

Уголовно-правовая характеристика монополистических действий и ограничения конкуренции[6]

Диспозиция рассматриваемой статьи состоит из двух самостоятельных составов преступлений:

— монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

— ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Анализ диспозиции ст. 178 УК РФ[7] в контексте действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что используемое в данной статье понятие «рынок» подразумевает как товарный рынок, так и рынок финансовых услуг.

Статья сформулирована с учетом положения ч. 2 ст.

34 Конституции Российской Федерации, запрещающего в целом, независимо от вида рынка, экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (здесь и далее выделено нами).

Кроме того, указанный подход законодателя оправдан с точки зрения правил юридической техники: нет необходимости включать в УК РФ две отдельных статьи об ответственности за монополистическую деятельность: на товарных рынках и на финансовых рынках.

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям;

Таким образом, под действие ст. 178 УК РФ попадают субъекты товарного и финансового рынков. В соответствии с законодательством таковыми являются:

— на товарных рынках – российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели, то есть хозяйствующие субъекты;

— на финансовых рынках – российские и иностранные юридические лица, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг, то есть финансовые организации.

Исходя из сферы применения антимонопольного законодательства, объектом монополистических действий и ограничения конкуренции являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестную конкуренцию на товарном рынке и рынке финансовых услуг. В структуру объекта уголовно-правовой охраны в сфере конкуренции включаются следующие отношения:

— между отдельными хозяйствующими субъектами, либо между отдельными финансовыми организациями;

— между хозяйствующими субъектами или финансовыми организациями и государством в лице уполномоченных органов;

— между хозяйствующими субъектами или финансовыми организациями и потребителями.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 178 УК РФ, охватывает два вида деяний:

— монополистические действия;

— ограничение конкуренции.

Эти деяния объединены в одну статью, поскольку они связаны с экономической и властной деятельностью соответственно хозяйствующих субъектов или финансовых организаций и органов исполнительной власти (местного самоуправления) и прямо посягают на добросовестные конкурентные отношения. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в ст. 178  УК РФ способами.

Способы совершения монополистических действий:

а) установление монопольно высоких цен;

б) установление монопольно низких цен.

К способам ограничения конкуренции относятся:

а) раздел рынка;

б) ограничение доступа на рынок;

в) устранение с него других субъектов экономической деятельности;

г) установление единых цен;

д) поддержание цен.

В основе разграничения монополистических действий и ограничения конкуренции лежит критерий численности субъектов рынка, осуществляющих деяния.

При монополистических действиях эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом случае (ограничение конкуренции) — это коллективные деяния, ограничивающие конкуренцию.

Поскольку диспозиция ст. 178 УК РФ является бланкетной, рассмотрим подробнее основные понятия, необходимые для характеристики способов совершения монополистических действий и ограничения конкуренции.

I. Совершение монополистических действий.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, финансовых орга­низаций или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

Согласно ст.

4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»:

монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Согласно ст.

5 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» – Запрещаются действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том числе такие, как установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.

Как явствует из приведенных определений монопольно высокие (низкие) цены — это цены, которые могут устанавливаться только хозяйствующими субъектами или финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение соответственно на товарном рынке и рынке финансовых услуг. Поэтому действие ст. 178 УК РФ в части установления монопольных цен распространяется исключительно на деятельность тех субъектов, положение которых в соответствии с антимонопольным законодательством квалифицируется как доминирующее на соответствующем рынке. Под доминирующим положением понимается:

1) на товарном рынке — исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 %, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %. Подробнее вопросы, касающиеся установления предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения, рассматривается в Приказе МАП России от 03.06.1994 г. № 66.

2) на рынке финансовых услуг — доминирующее положение финансовой организации определяется МАП России в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в порядке, утверждаемом МАП России по каждому виду рынка финансовых услуг по согласованию:

Источник: http://narodirossii.ru/?p=577

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Монополистические действия и ограничение конкуренции

Монополистические действия и ограничение конкуренции — преступные деяния в экономической сфере.

Монопольное снижение (повышение) цен, ограничение доступа или конкуренции, противозаконная борьба и устранение из нее действующих субъектов, поддержка (установление) единых цен — все это уголовно наказуемо.

Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база

В законодательстве многих стран есть ответственность за ограничение конкуренции в торговой деятельности и монополизацию в определенной отрасли. Не стала исключением и Россия, в уголовном кодексе которой предусмотрены следующие статьи:

1. Статья 178 рассматривает вопросы, непосредственно касающиеся ограничения конкуренции и монополий.

Монополистические действия, которые подразумевают установку заниженных или завышенных цен, а также ограничение рыночной конкуренции (в том числе устранение других субъектов деятельности, поддержание или установка единых цен) подразумевают штрафные санкции с размером от 200 до 500 МРОТ или в объеме заработной платы осужденного (другого лица) в период от 2 до 5 месяцев. Более суровый вариант — арест на период в 4-6 месяцев или тюрьма — до пяти лет.

Совершение таких же действий, но уже группой лиц или их повторение подразумевают штраф (размер 500-700 МРОТ) или лишение свободы (можно получить срок до 2-5 лет).

Описанные выше деяния могут быть усложнены применением (угрозой) насилия, повреждением (уничтожением) имущества, вымогательством и так далее. Все это наказывается лишением свободы на период 3-7 лет. При этом возможна конфискация имущества.

2. Статья 180 предусматривает наказание за противозаконное товарного знака, принадлежащего другому субъекту. Данное нарушение — прямая недобросовестная конкуренция.

Это объяснимо, ведь знаки обслуживания, название точек происхождения, товарные знаки — все это индивидуально.

Все права закреплены в Законе, а по ГК РФ возможно их применение только при согласии обладателя прав.

По сути, при таком виде преступления другое лицо незаконно использует товарный знак, название места, где изготавливается продукция, знак обслуживания и так далее. Обязательные признаки такого преступления — неоднократность деяния из-за существенного ущерба. Четкий размер законом не устанавливается.

Если преступление повторяется неоднократно, а в качестве последствий выступает крупный ущерб за незаконное применение индивидуальных отличий, то можно ожидать повышенную ответственность.

3. Статья 181 рассматривает проблемы, связанные с нарушение правил создания пробирных клейм. В объективную часть преступления можно включить — изготовление и сбыт продукции, применение государственного пробирного клейма, работы по подделке последнего.

К слову, процесс изготовления пробирных клемм и их применение — это государственная монополия.

Клеймение обязательно для всех созданных на территории РФ драгоценностей (как правило, ювелирных изделий), предназначенных для реализации, а также импортируемых в Россию драгоценностей и прочих изделий из драгметаллов для продажи.

Преступление фиксируется после того, как оно уже было совершено. При этом факт наступления вреда от последствий в учет не берется. Обязательный признак такого правонарушения — личная заинтересованность. Форма — прямой умысел.

4. Статья 182 рассматривает ситуацию и наказание в отношении заведомо ложной рекламы.

Объективная сторона нарушения закона — использование в рекламе открытой лжи в отношении услуг или товаров, а также в сторону продавцов или исполнителей, причинивших подобный ущерб.

Как следствие, состав преступления может охватить действия, которые совершены участниками экономической деятельности.

Ущерб, который причинен потребителям услуг и товаров по причине применения ложной рекламы, должен быть существенным. При этом в законе строгого оценочного признака попросту не существует.

Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений

Если приводить разъяснение к существующему нарушению, то здесь стоит выделить два основных деяния:

1. Ограничение доступа на рынок, его разделение, устранение конкурентов (субъектов экономической деятельности) и так далее.

2. Установление монопольных завышенных или заниженных цен.

При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно — нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности — лица в возрасте от 16 лет.

Статья 178 уже не нова и первоначально в ней были задействованы положения УК РСФСР статьи 154.3.

В отличие от старой статьи незаконные деяния, связанные с выставлением завышенных (заниженных) цен, рассмотрены лишь как вариант совершения действий монополистической направленности.

В статье устранены специальные виды наказания, предусмотренные за несоблюдение предписаний антимонопольных органов. В юридически-технической статье установлено несколько составов преступления, ограниченных по ряду признаков:

— по ограничению конкуренции и совершению монополистических действий;

— по квалификационным признакам различной степени тяжести.

цель статьи 178 — оптимизировать работу товарного рынка и обеспечить уголовно-правовую охрану порядка.

При этом сводится к минимуму риск недобросовестной конкуренции и монополии в сфере рыночной деятельности.

Отдельное место занимает еще одна задача статьи — защитить интересы и права граждан и страны, которые не являются субъектами хоздеятельности.

Статья 178 охватывает все отношения, связанные с рыночными отношениями и конкуренцией, в которых принимают участие иностранные и российские структуры, субъекты публичного права и даже физические лица.

Монополистические действия определяются как те, которые напрямую противоречат действующему законодательству. Сюда относится деятельность или бездействие определенных субъектов.

К данной категории можно отнести структуры исполнительной власти, муниципального управления и так далее.

Стоит отметить, что в 1995 году был выпущен Федеральный закон, в котором прописывались все нюансы государственных монополий.

В нем устанавливался особый порядок взаимоотношений, который подразумевал участие естественных монополий, а именно субъектов (юрлиц), играющих особую роль в производстве или продаже товаров.

Под этим понималось такое состояние рынка, когда удовлетворение спроса было эффективнее при отсутствии на рынке конкуренции со стороны других субъектов.

Еще один признак в том, что продукция, которая изготовлена представителями естественной монополии, не может быть заменена другим товаром, что позволяет по собственному усмотрению регулировать стоимость.

Законодательно установлена целая группа сфер деятельности, в которых актуальна монополия.

К таковым можно отнести — транспортировку нефти, перегонку нефтепродуктов по трубопроводам, услуги по передачи электроэнергии, услуги, предоставляемые транспортными терминалами, почтовой и электрической связью, портами и так далее.

Важный момент — монопольно завышенная цена. К данной категории можно отнести стоимость продукции (товара), которая устанавливается участником предпринимательской деятельности.

Последний может быть монополистом на товарном рынке или выступать в роли доминирующего предприятия.

Основная цель — компенсироваться собственные затраты, вызванные неполным применением мощностей в производстве и получении новой прибыли по причине снижения качества продукции.

В свою очередь, монопольно заниженная цена — стоимость продукции, которую устанавливает субъект предпринимательской деятельности. задача — компенсации расходов или получение прибыли за счет реализатора (продавца).

У данного термина есть и второе определение, в котором монопольно заниженная цена — это стоимость продукции, приводящая к убыткам от реализации данного товара.

Цель в этом случае — ограничить конкуренцию и вытеснить другого субъекта с рынка.

Особого внимания заслуживает и сам факт доминирующего положения. Здесь речь идет об экономическом субъекте, который не имеет заменителя.

При этом он способен воздействовать на условия обращения продукции на рынке товаров или усложнить процесс допуска других товаров.

В роли доминирующего признается тот субъект, часть которого на рынке составляет от 65% и больше.

Факт ограничения конкуренции — вид монополии, когда в процессе деятельности грубо нарушаются права других участников рынка. Сюда же относится соответствующие действия субъектов РФ (в том числе и местных структур), а также заключение договоров субъектов друг с другом.

Объективной стороной монополистических сделок является:

— принятие решений по изменению стоимости;- распространение цены в границах, которые определены доминирующим положением на рынке  товаров;- применение цены без каких-либо льгот;

— доминирование на рынке и так далее.

Подобные преступления, как правило, совершаются умышленно. Основная цель — недоопустить, устранить или ограничить конкурентов с основной целью — повысить прибыль и (или) ограничить свои затраты.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12264-monopolisticheskie-deystviya-i-ogranichenie-konkurencii

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Закон о защите конкуренции — основные положения

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Сфера применения закона о защите конкуренции

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о банкротстве: конкурсное производство

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

  • единое экономическое пространство;
  • свободу перемещения товаров;
  • свободу экономической деятельности в РФ;
  • результативную работу товарных рынков. 

Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Закон № 135-ФЗ действует:

  • во времени;
  • в пространстве;
  • по кругу лиц;
  • по регулируемым отношениям (объектам регулирования). 

Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу.

Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
  • органы государственной власти. 

Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст.

15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия. 

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

Источник: http://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/zakon_o_zawite_konkurencii_osnovnye_polozheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть