8(499)938-49-78

понятие амнистии в уголовном праве

2. Уголовно-правовое понятие амнистии

Понятие амнистии в уголовном праве

В УК РФ 1996г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84 УК РФ). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993г.

обладает нижняя палата российского парламента — Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Согласно ч.1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам.

Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам 1 или 2 группы и т.д.

При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Итак, объявление амнистий отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ и осуществляется путем принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке ее исполнения.

Рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления. Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер.

Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.

Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным. Так, И.Л.

Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны». Все это привело автора к выводу о ненормативном характере актов амнистии. В.Л. Кулаков, рассматривал признаки нормативно-правовых актов, обоснованно отмечает, что к их числу относятся, наличие общеобязательных правил поведения (норм), строго определенной процессуальной формы, неперсонифицированность нормативно-правового акта, длительность действия.

Указанные признаки присущи амнистии, в силу чего имеют место все основания для признания ее нормативным актом. Этот правовой спор был разрешен постановлением Конституционного суда от 05.07.

2001 года № 11-П, который аргументировано, определил, что постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…». В российской юридической литературе нет единодушия и по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии.

Акт амнистии имеет нормативный характер, поэтому в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения акта амнистии в отношении конкретных лиц.

Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания. Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления.

Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком. Таким образом, суть амнистии заключается в освобождении от уголовной ответственности и наказания, которые регулируются уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Следовательно, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права.

Исходя из вышеизложенного, понятие «амнистия» можно рассматривать в двух различных смысловых значениях: как правовой институт и как правовой акт.

Таким образом, амнистия — это нормативный правовой акт, который принимается ГД ФС РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц, отвечающих указанным в самом акте признакам, имеющий обратную силу действия, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены как от основного, так и дополнительного наказания полностью или частично, либо назначенное наказание заменено более мягким видом. С лиц, отбывающих наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/30101

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Амнистия и помилование: порядок применения. Ответ на экзаменационный вопрос

Амнистия и помилование: порядок применения. Ответ на экзаменационный вопрос

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления. Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии.

Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется.

В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа.

В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев.

Как следует из содержания ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости.

При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям. Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы. Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования. Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Судимость, амнистия, помилование:

Источник: http://legalquest.ru/ugolovnoe-pravo/amnistiya-i-pomilovanie-poryadok-primeneniya.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Амнистия и помилование

Право на досрочное освобождение — один из важнейших элементов правового положения осуждённого.

Отечественная и зарубежная наука уголовного и исправительно-трудового права, а в определённой степени и криминология, достаточно интересно разрабатывают широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения.

Однако, такие виды досрочного освобождения, как помилование и амнистия, менее других подвергались исследованию, хотя они, благодаря своему чрезвычайному характеру, оказывают заметное воздействие не только на помилованных и амнистированных лиц и членов их семей, но и на формирование правосознания широких слоёв населения. Поэтому в данный момент данная тема в уголовном праве России является достаточно актуальной.

Амнистия и помилование имеют глубокие исторические корни и в том или ином виде существуют в любом цивилизованном государстве.

Данному вопросу посвятили свои исследования многие ученые-правоведы. В частности, Аликперов Х.Д., Егоров В.С., Васильева И.А., Дурманов Н.Д., Зельдов О.С., Михлин А.С., Утевский Б.С. и др.

Вопросы помилования касаются, как правило, наиболее сложных ситуаций досрочного освобождения, когда обычные его институты неприменимы, рецидив среди помилованных лиц минимален.

Поэтому важно рассмотреть те вопросы подготовки материалов к помилованию, его устройства и социального контроля в отношении помилованного, опыт решения которых может оказаться полезным и для совершенствования практики «обычных» видов досрочного освобождения.

Помилование как один из видов досрочного освобождения является ярким примером реализации принципа гуманизма в уголовном праве.

Гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осуждённых, что ведёт к исправлению и перевоспитанию преступников и предупреждению совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.

Возможность досрочного освобождения создаёт для осуждённых положительную перспективу, помогает развивать у них навыки самоконтроля и самовоспитания, стремление жить по законам общества и соблюдать его моральные нормы. С другой стороны, этот институт, в зависимости от уже достигнутых результатов перевоспитания лица, позволяет своевременно ослабить интенсивность принудительно-воспитательного воздействия, применять его в меру необходимости. Практика помилования и амнистии, как и досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.

Большая часть исследований проблем амнистии и помилования в отечественной литературе велась в социальных условиях, которые в наше время претерпели весьма значительные изменения. Ныне наша страна находится на этапе построения правового государстве, вступления России в европейский Союз, где уважение личности государством стоит на первом месте.

Тенденция роста числа помилований прослеживается на этапе таких перемен в социальной и экономической политике, когда так или иначе пересматриваются прежние подходы, проявляется стремление к достижению общественного согласия и консолидации общества, о чём совсем недавно говорил Президент в своем выступлении. Это обстоятельство также сказывается и на политике в области амнистии. Конечно, это ещё не определяет содержание потребности в амнистии и помиловании, но связь между ними, безусловно, существует и может быть зафиксирована при соблюдении требований исторического подхода.

Система уголовной юстиции, государство и общество постепенно изживают формальный подход, переходят к правильному пониманию гуманизма, ориентируясь, прежде всего, на интересы личности, на общечеловеческие ценности, и это нужно учитывать при обращении к отдельным характеристикам современных перемен.

На основании вышеизложенного следует, что выбранная тема курсовой работы актуальна.

Амнистия и помилование, выступая в качестве деятельности социального института, средства уголовной политики, проявления правовой природы государства и осуществляемого им принуждения, а также некоторой суммы последствий и объекта социального внимания, должны исследоваться комплексно, всесторонне, с применением различных методов и методик.

Данная курсовая работа состоит из: оглавления, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе раскрывается вопрос юридической сущности амнистии в российском уголовном праве.

Во второй главе раскрывается вопрос юридической сущности помилования в российском уголовном праве, порядок ее применения и отличие амнистии и помилования от института реабилитации в уголовном праве.

В приложении к данной работе имеется статистические данные по амнистии и помилованию.

Основной целью написания данной работы является анализирование амнистии и помилования в уголовном праве РФ.

Для подтверждения цели работы были сформулированы следующие задачи: во-первых, рассмотреть основную характеристику применения амнистии в уголовном праве; проанализировать применения помилования в Российской Федерации.

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии.

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст.

103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин «амнистия» происходит от греческого слова «amnēstia», означающего забвение, прощение.[1]

Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями «амнистия» и «акт об амнистии». Такое отождествление представляется ошибочным.

Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК РФ) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности.

Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Такие ученые как К.М. Тищенко и О.С. Зельдова считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский.[2]

Другие авторы, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права. Так, Ю.М. Ткачевский и Н.Ф. Крылова полагают, что, несмотря на то что в УК включена ст. 84, институт амнистии «не входит в систему Общей части Кодекса».

Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л.

Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения.

Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву.[3]

В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права.

Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о правовой природе актов об амнистии.

В юридической литературе выражено мнение о том, что «правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов», что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами — с другой.

Такая точка зрения представляется ошибочной.

Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права — правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах — в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера:

а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

в) о сокращении назначенного наказания;

г) о замене назначенного наказания более мягким;

д) об освобождении от дополнительного наказания;

е) о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст.

84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой (например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).

В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 01.11.91 «Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы».[4]

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы РФ.

В связи с тем, что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

Например, в соответствии с постановлением Государственной Думы от 30.11.2001 «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» освобождению от уголовной ответственности подлежали:

а) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы;

б) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;

в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;

г) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.[5]

Этим же постановлением предписывалось освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщинам, отбывание наказания которым отсрочено; осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее ⅓ назначенного срока наказания.[6]

Указанный акт об амнистии содержал и предписания сократить неотбытую часть наказания осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности или наказания (на ⅔ — женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет; наполовину — осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на ⅓ — осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.).[7]

Рассмотренное постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии широкого применения.

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.

Источник: http://MirZnanii.com/a/36030/amnistiya-i-pomilovanie

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии

Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВФ РАНХиГС

Факультет Международно-правовой

Специальность/направление подготовки Юриспруденция

Специализация/профиль Уголовно-правовой

Кафедра Уголовного права и криминологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Амнистия и помилование: условия и особенности применения»

Автор работы:

студент 3 курса, 2 группы

очной формы обучения

Ф.И.О. Пономаренко Д.А.

Подпись___________

Руководитель работы:

Заведующий кафедры, к.ю.н., доцент

Ф.И.О. Двойменный Игорь Алексеевич

Оценка

Подпись _________

«___» ______________20___г.

Воронеж 2014г.

С.

Введение…………………………………………………………………..…. 3

Глава 1. Амнистия и помилование-как институты уголовного права РФ.

1.1. Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии………………………….…….5

1.2. Уголовно-правовое понятие права на помилование………………. .11

Глава 2. Проблемы применения амнистии и помилования в России.

2.1. Актуальные вопросы амнистии и помилование в современных условиях…………………………………………………………………………….13

2.2. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства …………..…………………………… .16

Заключение………………………………………………………………….. 24

Список использованных источников литературы…………….……….26

Введение

Проблема, решению которой посвящена данная курсовая работа, посвящена тому, что анализ исследований ученных-правоведов уголовного права, чей научный интерес направлен на применении таких понятий, как амнистии и помиловании, позволяет говорить о том, что их тематика несколько мала. Авторы или выборочно сужают тему исследования, либо изучают общие моменты указанных институтов.

Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступным элементом.

[1] Да, недостатка внимания ученых к разумению данной проблемы не испытывалось никогда, включая с трудов советского периода и заканчивая исследованиями новейшего времени.

Вместе с тем, изменение научных знаний не привела ученых к устоявшемуся теоретическому стандарту применения амнистии и помилования.

Объектом исследования — анализ условий «Амнистия и помилование: условия и особенности применения». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач.

Данному вопросу посвятили свои работы многие ученые. Например, Дурманов Н.Д., Аликперов Х.Д., Утевский Б.С, Егоров В.С., Васильева И.А., Зельдов О.С., Михлин А.С. и др.

Цель исследования: дать основную характеристику применения амнистии и помилования в современном уголовном праве Российской Федерации.

Поставленная цель обусловила надобность решения следующих задач:

1) теоретически обосновать понятие «освобождение от уголовной ответственности» в уголовном праве;

2) исследования основания и цели освобождения от уголовной ответственности;

3) рассмотреть правовую природу и порядок применения амнистии;

4) предположить пути решения проблемы «Амнистии и помилования»

Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы:

— сравнение, анализ, синтез;

— анализ и изучение научной литературы и другие.

Глава 1. Амнистия и помилование-как институты уголовного права РФ

Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии

В УК РФ 1996г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993г. имеет нижняя палата российского парламента — Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии нет указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам.

Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, мужчинам старше 60 лет, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к инвалидам I или II группы и т.д. При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены.

Эта особенность дает отличие амнистии от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Итак, объявление амнистий отнесено к ведению Государственной Думы ФС РФ и осуществляется путем принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке ее исполнения.[2]

Ставшим актом высшего органа государственной власти, амнистии обладают нормативным характером. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности.

Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц. Вопрос о правовой природе актов амнистии остается так же дискуссионным. Так, И.

Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», потому что первые не отменяют и не изменяют норм права и даже не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны».[3] Не нормативный характер актов амнистии, именно к такому выводу привело такое суждение автора.

В.Л. Кулаков, рассматривал признаки нормативно-правовых актов, обоснованно отмечал, что к их числу относятся, наличие общеобязательных правил поведения (норм), строго определенной процессуальной формы, неперсонифицированность нормативно-правового акта, длительность действия.[4]

Действие актов амнистии связывается с событиями различного характера.

Во-первых, это могут быть сведения, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но рассматривается в процессе назначения наказания и освобождения от него.

К примеру, в силу Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 г «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» подлежали освобождению от наказания, свободно от назначенного срока, с учетом предусмотренных исключений, осужденные, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества либо проходившие службу в составе действующей армии; награжденные орденами или медалями СССР либо РФ; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и некоторые другие категории лиц.[5] Сюда так же можно отнести Постановление Государственной Думы РФ от 18.12.2013 г. «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ» подлежат освобождению от наказания в частности, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет; от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях; до 18 лет, отбывшие не менее половины назначенного срока наказания.[6]

Во-вторых, критерием отнесения к числу лиц, подпадающих под амнистию, часто выступает факт совершения преступления впервые, а также вид и размер назначенного наказания. Так, тем же постановлением от 26 мая 2000 г. амнистия была распространена на впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно.

В-третьих, попадаются комплексные критерии, когда амнистия распространяется на лиц, обладающих определенным социальным и/или физиологическим статусом, наказанных тем или иным видом и размером наказания и при этом отбывших часть его либо ранее не отбывавших наказание в том или ином учреждении уголовно-исполнительной системы. Например, в силу Постановления Государственной Думы от 19. 04. 2006 г. «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» подлежат освобождению от наказания осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях; осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.[7]

Амнистия может распространяться на лиц, совершивших преступления в определенное время и в определенной обстановке.

Так, в соответствии с Постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики» от 6 июня 2003 г.

под амнистию подпадали лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской АССР.[8]

Указанные признаки характерны для амнистии, в силу чего имеют место все основания для признания ее нормативным актом. Этот правовой спор был разрешен постановлением Конституционного суда от 05.07.

2001 года № 11-П, который аргументировано, определил, что «постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…».[9]

Имеет место так же сказать, что акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности.

Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии, преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны.

Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, объеме и формах его применения.

В связи с победой над гитлеровской Германией и резкое изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость принятия акта амнистии от 07.06.1945 года.

Так же можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии провозглашается гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, женщин, больных, несовершеннолетних.

Источник: http://megaobuchalka.ru/9/25660.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Амнистия. Уголовное право

Глава 13 УК включает только три статьи, регулирующие вопросы применения амнистии и помилования как ϲʙᴏеобразных оснований оϲʙᴏбождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, а также специфический уголовно-правовой институт судимости, впрямую не связанный с первыми двумя институтами, но помешенный в данную главу по соображениям юридической техники.

Амнистия

Под амнистией (в переводе с греч. — забвение) принято понимать прощение, даруемое верховной властью целым группам преступников.

Амнистия объбудет Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «о» ст. 71, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК).

По ϲʙᴏей правовой природе амнистия представляет собой комплексный правовой институт: ϶ᴛᴏ и конституционно-правовой акт (постановление Государственной Думы), и важное мероприятие уголовно- правового (а также в определенной мере уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного) характера.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 84 УК акт об амнистии может содержать следующие решения (одновременно все — в отношении разных категорий лиц, либо только некᴏᴛᴏᴩые из них).

1. Лица, совершившие преступления, могут быть оϲʙᴏбождены от уголовной ответственности.

Аналогично тому как и во всех иных случаях оϲʙᴏбождения от уголовной ответственности, такое решение не следует рассматривать как «акт прощения» лица, совершившего преступление, со стороны высших органов государственной власти. Акт амнистии не может отменить тот факт, что лицо совершило преступление, и не реабилитирует его, по϶ᴛᴏму для оϲʙᴏбождения и по данному основанию требуется согласие лица на оϲʙᴏбождение. Такое оϲʙᴏбождение влечет прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора.

2.

Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть оϲʙᴏбождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо они могут быть оϲʙᴏбождены от дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 84 УК). Закон не предусмотрел достаточно надежных критериев избрания того или иного из предлагаемых решений, что обусловливает значительный элемент случайности при выборе решения.

Назначенное осужденному наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с перечнем, установленным ст. 44 УК. Логично предположить, что в данном случае законодатель имеет в виду только меру основного наказания.

Судьба дополнительного наказания, назначенного осужденному, в таких случаях как бы «зависает», остается неопределенной.

Законодатель указывает в рассматриваемой уголовно-правовой норме, что осужденный может быть оϲʙᴏбожден от дополнительного вида наказания, но исключительно в качестве альтернативы сокращению либо замене основного наказания.

3. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть досрочно снята судимость.

Принятие того или иного решения в каждом конкретном случае базируется на совокупности юридического (издание акта амнистии) и ряда фактических (объективных и субъективных) условий, кᴏᴛᴏᴩые законом не установлены, но прямо или косвенно определяются в акте амнистии. Это такие обстоятельства, на основании кᴏᴛᴏᴩых законодатель приходит к выводу об отсутствии необходимости привлекать определенные категории лиц к уголовной ответственности, полностью или частично исполнять назначенное им наказание и т.п.

Изданием акта амнистии могут преследоваться разные цели, кᴏᴛᴏᴩые обычно декларируются в самих актах и определяют их содержание, виды и характер принимаемых решений.

Среди таких целей: облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.

; идеологические (социально-политические) цели; цели национального примирения, достижения гражданского мира и согласия; социально- экономические цели; решение проблемы перенаселения мест лишения ϲʙᴏбоды и др.

В качестве поводов для амнистии чаще всего выступает какое-либо значительное либо торжественное событие в жизни страны.

При ϶ᴛᴏм во всех случаях важно соблюдать меру: амнистия должна оставаться исключительным событием в уголовной политике и практике государства, она не должна превращаться в дежурное мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы. Стоит сказать, для применения амнистии должны быть веские основания, она не должна применяться «механически», «огульно», акты амнистии не должны подменять декриминализацию или использоваться не в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с целями уголовно-правового воздействия. Отрицательно следует оценить использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения ϲʙᴏбоды.

Не стоит забывать, что важным условием правильного применения амнистии будет сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, оϲʙᴏбождаемых из мест лишения ϲʙᴏбоды, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением и т.п.

В конкретном акте об амнистии специально указываются категории лиц, на кᴏᴛᴏᴩые амнистия не распространяется (лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимые за такие преступления, злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания и т.п.).

Уголовно-правовое значение амнистии

Согласно Конституции РФ объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103).

Вопрос о юридической природе амнистии спорен в теории уголовного права. Слово «амнистия» в переводе с греческого означает прошение, забвение.

Важно заметить, что одни ученые, определяя отраслевую принадлежность амнистии, не считают ее институтом уголовного права и рассматривают ее в рамках конституционного права.

Другие полагают, что ее следует рассматривать в рамках многоотраслевого института.

Третьи приходят к выводу, что амнистия — ϲʙᴏеобразная государственная мера, направленная на реализацию уголовной ответственности. Важно знать, что большинство же считают се институтом уголовного права.

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии). Амнистия исключительно смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она прежде всего распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объбудет в отношении персонально не определенного круга лиц.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе. Нужно помнить, такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК:

  • об оϲʙᴏбождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • об оϲʙᴏбождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
  • о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
  • о сокращении срока назначенного наказания;
  • об оϲʙᴏбождении от дополнительного вида наказания; о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК и в отношении нескольких категорий лиц.

Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам. К примеру, Государственной Думой были приняты постановления от 20 апреля 2005 г.

№ 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», от 19 апреля 2006 г.

N° 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России».

Но амнистия может быть применена и по политическим соображениям или в целях «разгрузки» уголовно-исполнительной системы.

Таково, например, постановление Государственной Думы от 12 марта 1997 г.

№ 1199-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике».

Поскольку применение акта об амнистии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими государственными органами представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в кᴏᴛᴏᴩом она определяет органы, на кᴏᴛᴏᴩые возлагается применение акта об амнистии, раскрывает содержание терминов, используемых в акте об амнистии, разъясняет различные вопросы, связанные с применением ϶ᴛᴏго акта.

В актах об амнистии почти всегда содержится специальная оговорка о неприменении его к отдельным категориям лиц (совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно судимым, к кᴏᴛᴏᴩым ранее применялись акты амнистии или помилования, и др.) либо оговариваются специальные условия применения к лицам определенных категорий данного акта. Так, в постановлении от 24 декабря 1997 г. № 2038-II ГД «Об объявлении амнистии» указывалось, что к лицам, больным венерическими заболеваниями, либо к лицам, кᴏᴛᴏᴩым назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, акт об амнистии применяется только после завершения полного курса лечения.

Амнистия не означает реабилитации лица, совершившего преступление. Напомним, что ϶ᴛᴏ исключительно акт прощения, милосердия. По϶ᴛᴏму оϲʙᴏбождение конкретного лица по амнистии возможно только при отсутствии с его стороны возражений против ϶ᴛᴏго.

При наличии таких возражений (возможно, лицо надеется, что при рассмотрении дела в суде будет установлена его невиновность) производство по делу продолжается в обычном порядке, доводится до судебного разбирательства и суд постановляет либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с применением предписаний, указанных в акте об амнистии.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3753/308444/%D0%90%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть