8(800)350-83-64

Морской разбой — реальная угроза для современного общества!

Современные угрозы безопасности на море

Терроризм на море

Морское пространство издавна представляет для человечества жизненно важный интерес. На долю морских транспортных перевозок приходится большая часть мирового грузооборота.

Мировой океан играет исключительно важную роль в жизни всех государств, включая те, которые лишены выхода к морю.

Мировой океан является одним из основных источников биологических, минеральных, энергетических ресурсов большинства стран мира.

В современных экономических условиях значение водных коммуникаций и торговых путей постоянно возрастает. Более 80 проц. объема коммерческого грузооборота и около 50 проц. его стоимости приходится на океанские и морские перевозки.

Они представляют собой базовый элемент глобальной экономики, но при этом являются сильно уязвимыми в двух ключевых сферах.

Первая — сложившаяся международная сеть крупнейших портов, повседневная деятельность которых оказывает непосредственное влияние на состояние мировой торговли.

Вторая — система имеющих стратегическое значение проливов и каналов, через которые осуществляется до 75 % грузоперевозок водным транспортом и доставка значительной доли топливных ресурсов.

Но океан используется не только на благо человечества — в пределах морских пространств совершаются акты международного терроризма, пиратства, другие преступления, угрожающие безопасности мореплавания.

Эти преступления посягают на международный и национальный правопорядок, на мирное сотрудничество государств в различных областях, на права и свободы человека и другие интересы государств и их граждан.

Акты международного терроризма и пиратства, совершаемые на море, одинаково характеризуют значительная общественная опасность, так как в результате их совершения возможны тяжелые последствия (гибель судов и людей, существенное загрязнение морской среды и т.п.

), а также осложнения в межгосударственных отношениях (рис. 2).

Эти преступления оказывают значительное физическое и психическое воздействие на мировое сообщество, в прямом смысле «терроризируя» население прибрежных государств и лиц, участвующих в международном судоходстве, оказывают негативное воздействие на укрепление международных связей, затрагивают жизненно важные интересы государств в различные сферах. В то же время мировое сообщество выделяет пиратство в отдельный вид преступлений, предусматривая его особенный состав. Это, прежде всего, относится к мотивам и целям их совершения, носящим явно не политический характер.

Терроризм на море представляет собой тактику поведения, рассчитан- ную на то, что терроризуемый из-за опасения за свою жизнь или жизнь близ- ких ему людей будет выполнять любое требование террористов. Под терро-

ристическим актом понимается посягательство на жизнь или иная форма насилия, совершаемого с целью оказать влияние на политику той или иной страны, группы стран или политической группировки.

Международный терроризм в отличие от внутригосударственного, под- падающего под исключительную юрисдикцию государства, в пределах кото- рого совершается акт, имеет место в следующих случаях:

Рис. 2. Морские террористы

— террористический акт готовится или совершается за пределами госу- дарства, гражданами которого являются террористы или их жертвы;

— террористический акт направлен против лиц, пользующихся междуна- родной защитой, а также против иностранных средств передвижения, в том числе судов.

Международный терроризм на море направлен против иностранных объектов, физических лиц, являющихся гражданами иностранного государ- ства, и их собственности.

Его главная опасность состоит в том, что он угрожает безопасности мореплавания, попирает общепризнанный принцип свободы морей и нередко представляет угрозу миру, являясь в связи с этим тягчайшим преступлением международного характера.

Характер террористических операций не укладывается в привычные рамки тактики и стратегии военных действий.

Как показали теракты в США, даже наиболее мощные во всех отношениях страны не могут в одиночку за- щитить себя от внезапного нападения.

Задача борьбы с международным тер- роризмом стала важной задачей всех государств.

Международные террористы неоднократно выбирали своей целью объ- екты морской индустрии.

Было много случаев захвата судов с целью удовле- творения преступных замыслов посредством оказания давления на прави- тельства стран: захват террористами в 1985 г.

итальянского лайнера «Акилле Лауро» и убийство на его борту гражданина США, захват чеченскими терро- ристами российских граждан на турецком судне «Аврасия», взрыв на амери- канском корабле в водах Саудовской Аравии.

Участившиеся случаи нападе- ния на морские суда с применением оружия свидетельствуют об усилении международной составляющей в терроризме на море и повышении его опас- ности для международного сообщества в области использования водных про- странств и ресурсов Мирового океана.

В ближайшем будущем международный терроризм может сосредо- точить свое внимание на водной стихии и перейти к масштабным операци- ям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.

Анализ современной динамики и тенденций международного террориз- ма в целом, его многочисленных специфических аспектов, позволяет выде- лить следующие категории существующего контура угроз применительно к морскому транспорту:

1. захват или угон морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания;

2. совершения акта насилия против любого лица на борту морского судна (территории порта), если этот акт может угрожать безопасности плава- ния данного судна (безопасности порта);

3. разрушение морского судна или нанесение ему или его грузу повре- ждений, которые могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;

4.

размещение или совершение действий с целью размещения на борту морского судна (в том числе, находящегося на территории порта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждений, которые угрожают или могут угро- жать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;

5. использование кораблей и судов субъектами международного терро- ризма в качестве косвенного (непрямого) объекта террористической деятель- ности;

6. использование морского транспорта фигурантами транснациональной организованной преступности в качестве средства реализации незаконной де- ятельности;

7. разрушение морского навигационного оборудования, или нанесение ему серьезного повреждения, либо создание серьезных помех его эксплуата- ции, если любой такой акт может угрожать безопасности плавания судов;

8. разрушение портового сооружения или нанесение ему серьезных по- вреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасности плавания судов или безопасности порта;

9. сообщение заведомо ложных сведений, которые могут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности порта.

Субъекты международного терроризма активно используют морской транспорт по его прямому назначению.

Морской транспорт является наибо- лее удобным средством для скрытного транзитного перемещения (по легали- зованным или поддельным документам) на значительное расстояние.

При этом, суда и пассажиры опасности не подвергаются; собственно угроза реали- зуется на территории третьих стран, являющихся объектом проекции терро- ристической деятельности.

Не исключается также перевозка морскими судами оперативной доку- ментации, пропагандистках материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ.

Другим аспектом является использование морских судов в качестве транспортного средства для доставки террористов и заложников в определен- ную географическую точку уже после теракта, совершенного вне сферы мор- ского транспорта.

Морской транспорт объективно является сферой интересов фигурантов криминальной деятельности, задействованных на таких направлениях, как: маршрутизация нелегальная миграция; незаконный оборот наркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия, боеприпа- сов, культурных ценностей и произведений искусства, и т. д.

Невозможно игнорировать тот факт, что существенная часть операций и перемещений субъектов организованной преступности регулярными рейсами пассажирских судов осуществляется под прикрытием обычных пассажирско- го и грузового потоков. Кроме террористических актов, осуществляемыми на море международными террористическими организациями и преследующими в основном политические цели, и пиратства возможны аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентами против судов крупных судоход- ных компаний и указанных выше объектов с чисто экономическими целями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг.

В связи с постоянно возникающей в мире конкуренцией, угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числе террористическими мето- дами, будет возрастать. Поэтому необходимо вести аналитическую и профи- лактическую работу и в этом направлении.

За десятилетия борьбы с терроризмом в мире был разработан ряд меха- низмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциаль- ные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитерро-

ристических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частно- сти, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 561;

:

Источник: http://poznayka.org/s87621t1.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Преступления международного характера, совершаемые на море

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА, СОВЕРШАЕМЫЕ НА МОРЕ

1.1. Общие сведения. Основные термины и понятия

В настоящее время существуют следующие основные угрозы безопасности морского судоходства:

  1.  терроризм;
  2.  пиратство/вооруженный грабеж;
  3.  воровство груза и судового имущества;

    4)перевозка на судне нелегальных мигрантов (stowaways);     5)контрабанда оружия, боеприпасов, фальшивых денежных знаков, наркотиков.

С целью уяснения последующего материала ниже приводятся определения основных терминов и понятий — не строгие, но широко используемые в практике.

Терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

К террористической деятельности относятся:

организация, планирование, подготовка и реализация террористических акций; |

подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов;

организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы для проведения террористических акций, а также участие в такой акции;

вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

финансирование заведомо террористических организаций или групп.

Террорист  — лицо, участвующее в осуществлении террористической  деятельности в любой форме.

Борьба с терроризмом — это деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористических действий.

Сущность слова «терроризировать» (от латинского terror — страх, ужас)    преследовать, угрожать расправой, держать в состоянии страха.

Примеры террористических актов на море, суше и в воздухе..

1879- 1983 гг. Фракция революционной организации «Народная воля» в России осуществила восемь покушений на царя Александра 11 (убит 01.03.1881 г.).

1985 г Палестинские боевики захватили пассажирское судно под итальянским флагом «Ахилле Лауро» с 500 пассажирами на борту, предъявили ряд политических требований. В течение восьми часов удерживали судно и заложников под контролем. С приходом в Порт-Саид сдались египетским властям.

1962 г  Экипаж во главе с капитаном захватил португальский лайнер «Санта Мария». Это была политическая акция протеста против  португальского диктатора Антонио Салазара. После прихода в бразильский порт Ресифи все действия моряков, которые расценивались как террористические, закончились.

1989 г. Арабские террористы, находившиеся среди пассажиров греческого парома «Сити оф Парос», открыли огонь по окружающим. Были  убиты 9 человек, 46 ранены. Требования нападавших —освободить ранее арестованных палестинцев.

         1988 г . Подрыв американского авиалайнера «Пан Америкен» над ирландским Селением Локкерби. Погибли около 300 человек. Исполнители террористического акта — ливийские боевики.

2000 г.  Атака катера со взрывчаткой на американский эсминец «Коул» в порту Аден. Погибли 18 моряков.

2002 г. Аналогичное нападение на французский танкер VLCC «Лимбург» в Аденском заливе. После взрыва в море вылилось около 10 тыс. тонн нефти, начался пожар.

Пиратство (от греч. peirates — грабитель, разбойник) – незаконный захват, ограбление или потопление торговых судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами.

То есть это противоправные насильственные действия, совершаемые в открытом море и в другом месте вне юрисдикции какого-либо государства.

Противоправность пиратства состоит в том, что оно является опасным посягательством на один из важнейших принципов международного морского права — свободу открытого моря и его составную часть — свободу судоходства.

Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS 82) в статье 101 «Определение пиратства», указывает:

«Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями, экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на борту; б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства».

Пиратское судно — плавучее сооружение, предназначенное и фактически используемое для совершения одного из следующих действий:

любого неправомерного акта насилия;

задержания или любого грабежа, совершаемых в личных целях экипажем или пассажирами в открытом море или в любом месте вне юрисдикции какого-либо государства против другого судна, лиц или имущества, находящегося на его борту;

любого акта добровольного участия в использовании какого-либо судна в пиратских действиях.

Утрата или сохранение национальности пиратского судна определяется законом того государства, которым она была предоставлена. В открытом море, вне юрисдикции прибрежных государств, любое государство может захватить, т.е.

арестовать пиратов и захватить находящееся на судне имущество. Ответственность пиратов определяется законами государства, арестовавшего их.

Захват пиратского, судна может осуществляться только военными кораблями и судами, которые уполномочены для этой цели.

Вооруженный грабеж часто отождествляют с пиратством. Однако в международных документах под этим понимается нападение, захват судна, груза, имущества, совершаемые в территориальном море или внутренних водах какого-либо государства. Примеров пиратства очень много, они известны.

Ежегодно фиксируется 250-300 случаев нападений пиратов и вооруженных грабителей на торговые суда, жертвами которых становятся десятки моряков.

Наибольшей угрозе пиратства суда подвергаются в водах Китайских морей(47%), южной Америки(15%), Индийского океана(14%), Малаккского пролива, Восточной Африки(6-7%).

Воровство грузов — противоправное действие, незаконное овладение чужим имуществом; очень старая проблема в судоходстве, не исключенная до сего времени. Воруют на берегу,  в порту и на борту судов, из трюмов, из контейнеров, со складов.

 Воровство грузов наносит большой экономический ущерб,  является одним из негативных факторов, влияющих на безопасность/сохранность грузов, хотя при этом отсутствуют насилие и политические мотивы, свойственные пиратству и терроризму.

 

Незаконная перевозка людей на судне  — нарушение действующих международных норм и национального законодательства, нарушение границ государства. Среди таких лиц могут быть террористы, преступники, наркокурьеры и т.п.

Такие действия представляют угрозу для безопасности судна и государств, в которые они направляются.

Поэтому в  национальных законодательных актах предусмотрены жесткие меры противодействия этому явлению, большая часть вины за перевозку незаконных мигрантов возлагается обычно на судно.

Примеры: многочисленные случаи доставки на судах в Европу пробравшихся на борт обитатели стран Африканского континента, массовая миграция, в том числе морским путем, людей из районов военных конфликтов (Афганистан), из стран с низким уровнем жизни в поисках заработка и благополучия.

Контрабанда наркотиков, алкоголя, оружие и других запрещенных материалов и веществ. Это перемещение через таможенные границы государств различных товаров и предметов в нарушение установленных правил. Считается правонарушением, имеющие международный характер.

Контрабанда посягает одновременно как на национальной, так и на международный правопорядок, является питательной средой для наркомании, терроризма и др.

Наибольшую угроза для общества и для судоходства представляет контрабанда наркотиков и психотропных веществ, на долю морской части которой приходится около 40%.

В последние годы было много случаев задержания торговых судов, перевозивших с ведома экипажа большие количества наркотических средств. Во многих странах национальным законодательством за это предусмотрены суровые меры наказания —  вплоть до смертной казни (Тайланд, Иран).

Серьезность той или иной угрозы для судна (уязвимость судна) зависит от обстоятельств.

То, что сегодня является безопасным, завтра может стать угрозой.

Поэтому офицеры по охране должны оценивать различные по характеру риски и соответственно применять меры защиты судна, чтобы противостоять угрозам.

Факторы, влияющие на уязвимость судна:

  1.  Географический. Пираты действуют в определенных районах, одни порты безопаснее других. Некоторые страны особенно привлекательны для нелегальных мигрантов.
  2.  Характеристики судна. В общем случае малые суда более уязвимы, чем большие, и тихоходные больше, чем быстроходные суда. Чем меньше надводный борт, тем легче попасть на судно.
  3.  Тип судна. Химовозы и газовозы — потенциальные источники огромного загрязнения среды. На ряде крупных лайнеров путешествуют очень богатые люди. Суда РО-РО уязвимы с позиции установки взрывных устройств в автомобилях. Контейнеры удобно использовать для контрабандных товаров. Суда, перевозящие опасные грузы, могут быть захвачены и использованы в качестве оружия. Желанная цель для преступников — суда с дорогостоящим грузом на борту.
  4.  Состояние (статус) судна. Уязвимость в отношении разных угроз может зависеть от того, находится ли судно у причала, в море или на якорной стоянке.

1.2.

Пиратство и вооруженные нападения на суда

.

В последнее время с целью подавления пиратских действий в индонезийских водах, которые считаются самыми опасными, правительства Малайзии, Сингапура и Индонезии создали совместную группу патрульных кораблей, которые обеспечивают контроль в этом районе и помощь судам, подвергшимся нападению морских разбойников.

1.3.

Контрабандные перевозки наркотических средств, других опасных материалов

К международным документам ООН такого рода следует отнести Конвенцию по морскому праву, принятую в 1982 году (UNCLOS 82), Конвенцию об условиях регистрации судов (1986), Международную конвенцию об аресте судов (1999), Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1990) и др. На противодействие преступным деяниям в море направлены и международные соглашения ИМО: Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами отходов и другими материалами (1972); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78); О гражданской ответственности при перевозке ядерных материалов (NUCLEAR 71); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Руководство по предотвращению и пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ и исходных химических веществ на судах, занятых в международных морских перевозках. Последний документ включает две главы: «Предотвращение незаконного оборота наркотических средств» и «Контроль за перевозкой исходных веществ и химических продуктов», содержащие необходимые сведения об основных видах наркотических средств, перевозимых контрабандным сособом по морским путям, и рекомендации по мерам предосторожности на судах, обнаружению наркотических средств, методам досмотра, действиям при обнаружении наркотиков на судне и др.

1.4.

Незаконные мигранты на морских судах

В январе 1996 года Комитет ИМО по облегчению международного морского судоходства (FAL) одобрил циркулярное письмо (FAL. 2/ circ. 43), содержащее Руководство по распределению ответственности для успешного разрешения случаев с безбилетными пассажирами.

В ноябре 1993 года Ассамблея ИМО одобрила резолюцию, подготовленную Комитетом FAL (рез. А. 773 (18)) относительно контрабандной перевозки пассажиров (Smuggling aliens). Резолюция FAL.

7 (29), принятая комитетом FAL10 января 2002 года, внесла поправки в конвенцию FAL относительно раздела А — «Определения». Были добавлены определения — «лицо, пытавшееся стать безбилетным пассажиром», и «безбилетный пассажир» (stowaway).

Под последним подразумевается человек, спрятавшийся на судне или среди груза, который впоследствии был погружен на судно, находящийся на судне без разрешения судовладельца или капитана, или другого ответственного лица, обнаруженный на судне после отхода судна из порта, или обнаруженный среди груза при его выгрузке в порту прибытия, о котором капитаном отправлено сообщение соответствующим властям как о безбилетном пассажире.

Лицо, пытавшееся стать нелегальным мигрантом (Attempted stow

Источник: http://ifreestore.net/270/

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Разбой: состав и виды этого преступления, статья УК РФ

Слово «разбойник» большинство из нас узнаёт ещё в детстве, из сказок. В них разбойники или относительно хорошие, как Робин Гуд, или бывают наказаны.

Действительность в этом плане гораздо сложнее, опаснее и страшнее. Разбой считается одним из самых опасных преступлений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по номеру:

(Звонок Бесплатный)

Это быстро и !

Что такое разбой?

Представьте: обычный день, человек идёт с работы или по делам, и где-то в безлюдном месте на него буквально наскакивает преступник. Он требует отдать сумку (папку, пакет, бумажник) и при этом угрожает избить, искалечить, убить свою жертву. Это и есть разбой.

Вариантов может быть множество. Современные разбойники часто действуют из-за угла, пробираются в жилища и нападают на спящих.

Их оружие – это не только ножи и пистолеты.

Разбойник может воспользоваться древесным суком, доской, куском железной трубы/арматуры, газовым баллончиком или даже имитацией какого-нибудь оружия.

У разбоя два ключевых признака:

  • нападение в сочетании со стремлением что-то украсть, отобрать;
  • какой-либо вред: побои, ранения либо реальная угроза насилия (с оружием или без него).

Как и в любом уголовном преступлении, здесь есть свои тонкости.

Например, если против здорового, крупного, спортивного мужчины выйдет хлипкий, тщедушный подросток с пустыми руками и заявит: «отдай бумажник, а то изувечу», едва ли это может считаться реальной угрозой. Естественно, если в кустах поблизости не сидит ещё десятка полтора потенциальных преступников.

А если в темноте преступник будет размахивать перед объектом разбоя имитацией пистолета? А после поимки заявит, что оружие не настоящее? Хватит и того, что жертва считала оружие подлинным, а угрозу – реальной.

Разбою посвящена 162-я статья УК РФ, интересны также комментарии к ней.

О том, что собой являет разбой в чистом виде, вы узнаете во время просмотра следующего видео:

Виды и состав преступления

Если обращаться к практике, то можно выделить множество видов разбоя, а также некоторые особенности в определении состава преступления, квалификации и так далее.

О том, что конкретно сказано в отношении преступления разбоя в ст. 162 УК РФ, его составе и видах, читайте далее.

О чём говорит статья 162

Разбой делится на несколько видов, для которых определяются различные наказания (о мерах речь пойдёт ниже):

  1. Разбой = Нападение + хищение как цель + насилие/угроза насилия.
  2. Несколько преступников условились о разбое заранее (это называется предварительным сговором) и/или при разбое применялось оружие либо нечто, способное его заменить.
  3. Следующий вид – посещение преступником места без явного на то приглашения: квартиры, склада, хранилища + хищение + насилие (угроза). Представители закона в этом случае будут говорить о незаконном проникновении. В том подразделе стати говорится об особо крупном размере похищаемого имущества.
  4. Наконец, вид, который сочетает в себе сразу несколько обстоятельств. Это случай, когда разбойничала группа, хищение оказалось крупным, а жертва серьёзно пострадала.

Разбой часто путают с грабежом, редко – с кражей, однако по составу преступления все эти деяния отличаются (эта тема заслуживает отдельного рассмотрения).

Многие виды разбоя всем нам хорошо известны.

  • Например, дальнобойщики часто становятся жертвами дорожного разбоя. Убийство водителей большегрузов при этом не редкость.
  • Разбой поистине мирового масштаба – это современное морское пиратство. С преступлениями такого рода не в состоянии справиться ни современная техника и оружие, ни международные соглашения.

И ещё о составах

Когда говорят о разбое, часто упоминают различные составы преступления. Что это означает, легче понять на конкретных примерах:

  1. Человек вышел в тамбур поезда, на него напали, стали выталкивать и требовать отдать сумку. В итоге пострадавший оказался под откосом, но по счастливой случайности получил только синяки, да ещё и сумку не отдал. Противозаконное деяние не состоялось? Напротив, это всё-таки разбой, но с формальным составом преступления (без наступления ожидаемых последствий).
  2. Об усечённом составе преступления разбоя можно говорить, если в тамбуре поезда преступники начали свои действия в отношении жертвы (выразили намерение забрать сумку, открыли дверь наружу), но почему-то прекратили и убежали.

Еще один пример разбойного нападения, теперь уже на АЗС, представлен в следующем видеосюжете:

Наказание

Что говорит закон о каре для современных разбойников? Всё зависит от того, каким именно был разбой.

Учитывается множество обстоятельств: одиночное или групповое преступление, характер угроз и/или насилия, объёмы хищения, степень страданий жертвы. Важный момент: за разбой накажут даже подростка, если ему уже пошёл пятнадцатый год.

Каким может быть наказание:

  • принудительные работы;
  • тюремное заключение (сроки варьируются в весьма широком диапазоне);
  • штрафы в виде твёрдой суммы, которая может доходить до одного миллиона рублей, или дохода за некий срок;
  • ограничение свободы (человек остаётся жить в своём доме, ходит на работу, как все, но его окружает ряд запретов).

Проблема современного разбоя – жестокость преступников и огромное количество человеческих жертв. В 21 веке рост печальной популярности разбойных нападений отмечен по всему миру.

Источник: http://ugoloa.com/prestupleniya/sobstvennost/razboj-i-grabezh/osobennosti-razboya.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Отграничение пиратства от смежных составов преступлений (разбой, терроризм, захват заложника)

ОТГРАНИЧЕНИЕ  ПИРАТСТВА  ОТ  СМЕЖНЫХ  СОСТАВОВ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ  (РАЗБОЙ,  ТЕРРОРИЗМ,  ЗАХВАТ  ЗАЛОЖНИКА)

Князева  Наталья  Анатольевна 

аспирант  ЮИ  ДВФУ,  г.  Владивосток

Emailpower_of_two@land.ru

Установление  и  юридическое  закрепление  точного  соответствия  признаков,  характеризующих  содеянное,  признакам  определенного  состава  преступления,  предусмотренного  нормой  Особенной  части  Уголовного  кодекса,  является  квалификацией  преступления  [2,  с.  8].

Для  правильной  квалификации  действий  лиц,  которые  совершили  пиратское  нападение,  необходимо  провести  отграничение  рассматриваемого  преступления  от  следующих  смежных  составов  преступлений:  разбой  (ст.  162  УК  РФ),  террористический  акт  (ст.  205  УК  РФ),  захват  заложника  (ст.  206  УК  РФ).

Согласно  ст.

  227  УК  РФ  пиратством  признаются  действия,  которые  включают  нападение  на  морское  или  речное  судно  в  целях  завладения  чужим  имуществом,  совершенное  с  применением  насилия  либо  с  угрозой  его  применения  [6].  Однако  необходимо  отметить,  что  содержание  пиратства  в  том  виде,  в  котором  он  изложен  в  ст.  227  УК  РФ,  по  своему  составу  практически  не  отличается  от  состава  ст.  162  УК  РФ  («Разбой»),  за  исключением  указанных  в  этой  статье  тяжелых  общественно  опасных  последствий,  уточнения  характеристики  объекта  преступления  и  ряда  других  квалифицирующих  признаков.

По  российскому  законодательству  разбой  является  двухобъектным  преступлением:  он  одновременно  непосредственно  посягает  на  отношения  собственности  и  на  здоровье  человека. 

С  объективной  стороны  разбой  выражается  в  нападении  с  целью  хищения  чужого  имущества,  совершенном  с  применением  насилия,  опасного  для  жизни  и  здоровья,  либо  с  угрозой  применения  такого  насилия.  В  диспозиции  ст.

  162  УК  РФ  можно  выделить  следующие  конструктивные  элементы:  1)  нападение;  2)  с  целью  хищения  чужого  имущества;  3)  соединенное  с  насилием,  опасным  для  жизни  и  здоровья  человека,  или  4)  с  угрозой  применения  насилия.

 

Нападением  согласно  российскому  уголовному  законодательству  является  внезапные  для  потерпевшего  агрессивные  действия  виновного,  которые  соединены  с  насилием  или  угрозой  применения  насилия.  Нападение  и  следующее  за  ним  насилие  (или  угроза)  составляют  органическое  единство  двух  противоправных  актов,  которые  объединены  единой  целью  –  хищение  чужого  имущества.  Поэтому  о  нападении,  как  о  самостоятельном  объективном  признаке  разбоя  можно  говорить  только  условно,  так  как  вне  насилия  или  угрозы  применения  насилия  оно  теряет  уголовно-правовое  значение.

Физическое  насилие  определяется  в  данной  статье  в  общем  виде  как  опасное  для  жизни  и  здоровья.

  Применение  насилия  при  разбойном  нападении,  в  результате  которого  потерпевшему  умышленно  причинен  легкий  или  средней  тяжести  вред  здоровью,  охватывается  составом  разбоя  и  дополнительной  квалификации  по  ст.

  115  и  112  УК  РФ  не  требует.  В  этих  случаях  содеянное  квалифицируется  по  ч.  1  ст.  162  УК  РФ,  если  отсутствуют  отягчающие  обстоятельства,  предусмотренные  ч.  2  или  ч.  3  этой  статьи  (п.

  21  постановления  Пленума  Верховного  Суда  РФ  от  27  декабря  2002  г.  №  29  «О  судебной  практики  по  делам  о  краже,  грабеже  и  разбое»  [4]).

  Насилие  может  быть  не  только  физическим,  но  и  психическим.  Психическое  насилие  при  разбое  заключается  в  угрозе  непосредственного  применения  насилия,  опасного  для  жизни  и  здоровья  потерпевшего.

  Угроза  может  быть  выражена  словами,  жестами,  демонстрацией  оружия.  Цель  угрозы  –  подавить  волю  потерпевшего,  принудить  его  передать  имущество  или  не  препятствовать  его  изъятию.

  Насилие  при  разбое  может  быть  применено  не  только  к  собственнику  имущества,  но  и  к  любому  другому  лицу,  препятствующему  совершению  имущества.

Как  видно  из  диспозиции  ст.

  162  УК  РФ  разбой  и  пиратство  имеют  схожие  преступные  действия  в  виде  нападения  с  применением  насилия  либо  с  угрозой  его  применения.

  Общим  являются  и  способы  совершения  преступных  действий  –  применение  насилия  либо  угрозы  его  применения. 

Также  общим  является  цель  совершения  нападения  –  хищение  чужого  имущества,  т.е.  указанные  преступления  совершаются  из  корыстных  побуждений.

Пиратство  и  разбой  совершаются  с  применение  оружия  или  предметов,  используемых  в  качестве  оружия  (ч.  2  ст.  227  и  ч.  2  ст.  216  УК  РФ),  что  в  обоих  преступлениях  является  квалифицирующим  признаком  преступлений.

Использование  огнестрельного  или  холодного  оружия  приводит  к  наиболее  тяжким  последствиям  и  позволяет  преступнику  довести  преступление  до  конца,  не  смотря  на  сопротивление  жертвы.

  Если  же  оружие  используется  для  психического  насилия,  то  и  в  этом  случае  опасность  преступления  повышается,  так  как  преступник  демонстрацией  оружия  доказывает  свою  решимость  и  фактическую  возможность  привести  угрозу  в  исполнение.  Необходимо  учитывать,  что  угроза  применения  оружия  не  является  его  простой  демонстрацией.  Уже  сам  факт,  что  преступник,  готовясь  к  нападению,  зарядил  оружие,  указывает  на  намерение  его  использовать.

Однако  эти  преступления  имеют  принципиальные  отличия  друг  от  друга.  Во-первых,  по  объекту  посягательства.  Объектом  пиратских  действий  является  общественная  безопасность  в  сфере  морского  судоходства.

  Объектом  посягательства  при  разбое  является  отношение  собственности,  а  также  здоровье  человека.

  То  есть  пиратство  представляет  значительную  общественную  опасность,  так  посягает  не  только  на  отношения  собственности,  здоровье  и  жизнь  человека,  а  также  подрывает  нормальное  функционирование  морского  судоходства,  может  привести  к  осложнениям  или  подрыву  межгосударственных  отношений,  и  привести  к  другим  тяжелым  последствиям. 

Вопрос  о  соотношении  морского  терроризма  и  пиратства  обычно  возникает  перед  исследователями,  занимающимися  проблемой  безопасности  морского  судоходства.

  Однако  в  их  научных  работах  либо  вообще  не  проводится  разграничения  между  этими  преступлениями,  либо  разграничение  проводится  по  второстепенным  признакам.

 

С.О.  Допилка  усматривает  разницу  между  терроризмом  и  пиратством  в  том,  что  первый  совершается  с  политической  направленностью,  а  последний  по  личным  мотивам  [1,  с.  19-21].

  Однако  с  данным  утверждением  можно  согласиться  лишь  отчасти.

  Терроризм  характеризуется  не  только  определенной  целью  (политической),  он  также  наносит  ущерб  существенней,  чем  при  пиратстве,  и  количество  жертв  при  террористическом  акте  может  быть  намного  больше. 

Л.А.  Моджорян  полагает,  что  понятие  морского  терроризма  вообще  следует  включить  в  концепцию  пиратства,  поскольку  между  ними  нет  принципиальной  разницы.

  К  числу  их  общих  признаков  морского  терроризма  и  пиратства  относятся  подрыв  свободы  морей  угрозу  безопасности  мореплавания,  а  их  характерной  чертой  считает  «запугивание»,  т.е.

  поведение  преступника,  рассчитанное  на  то,  чтобы  вызвать  ужас,  парализующий  жертв  нападения  [3,  с.  37]. 

Рассматривая  пиратство  и  терроризм,  можно  лишь  отчасти  согласиться  с  указанным  мнением.  Не  смотря  на  схожий  характер  способа  и  средств  совершения  данных  преступлений,  терроризм  в  своих  действиях  преследует  иную  цель,  чем  пиратство.

  Как  и  любая  другая  форма  проявления  терроризма,  морской  терроризм  имеет  цель  запугивание,  устрашение  общества,  властных  структур  с  целью  выполнения  каких-либо  требований,  чаще  всего  политического  характера.

  Пиратство  же  совершается  из  корыстных  побуждений  –  завладение  чужим  имуществом. 

Нельзя  не  заметить,  что  имеется  некоторая  общность  уголовно-правового  состава  указанных  деяний.

  Общий  объект  этих  преступлений  образуют  межгосударственные  и  общественные  отношения  внутри  государства  в  сфере  обеспечения  безопасности  морского  судоходства.

  При  нападении  на  суда  преступники  нередко  используют  схожие  орудия,  средства  и  способы,  прибегая  к  насилию  или  к  угрозе  его  совершения  в  отношении  людей.

  Правда,  необходимо  отметить,  что  при  совершении  актов  терроризма  преступники  используют  более  широкий  спектр  орудий  и  средств. 

Субъективная  сторона  этих  преступлений  характеризуется  виной  в  форме  прямого  умысла,  при  котором  лица  осознают  общественно  опасный  характер  своих  действий,  желают  их  совершения,  преднамеренно  совершают  противоправные  действия  по  отношению  к  объектам  нападения.  Однако  принципиальное  отличие  заключается  в  мотиве,  на  которые  идут  преступники,  совершая  данные  преступления. 

Для  пиратов  целью  преступления  является  захват  судна  и  находящихся  на  нем  людей  и  имущества  из-за  корыстных  побуждений,  т.е.  в  целях  наживы.

Следует  отметить,  что  в  российском  уголовном  праве  нет  понятия  морского  терроризма.  Действия,  которые  подпадают  под  квалификацию  терроризма,  содержаться  в  положениях  статьи  205  УК  РФ  (террористический  акт).

  Если  сравнивать  положения  статей  227  (пиратство)  и  205  УК  РФ,  то  можно  провести  следующие  схожие  черты.  Так,  согласно  ст.  227  УК  РФ  (пиратство)  и  ст.

  205  УК  РФ  (террористический  акт)  общий  объект  этих  преступлений  общественные  отношения  в  сфере  обеспечения  общественной  безопасности.

  Однако  местом  совершения  пиратских  действий  являются  морские  пространства,  а  террористический  акт  может  совершаться  в  любом  месте  (на  суше,  в  море,  в  воздушном  пространстве).

Пиратство  и  захват  заложника  (ст.  206  УК  РФ)  также  имеют  ряд  схожих  признаков,  что  может  представлять  сложность  при  их  разграничении.

  Прежде  всего,  это  заключается  в  том,  что  нередко  захват  заложника  является  продолжением  начавшегося  ранее  акта  пиратства,  либо  наоборот:  акт  пиратства  может  быть  совершен  с  целью  захвата  заложника  [5,  с.  132]. 

Разграничение  данных  составов  производится  по  непосредственному  основному  объекту  преступления.  При  пиратстве  –  это  общественная  безопасность  морского  судоходства,  при  захвате  заложников  –  общественная  безопасность  в  узком  смысле. 

Различными  являются  и  дополнительные  объекты  данных  преступлений  –  отношения  собственности  при  пиратстве  и  физическая  свобода  при  захвате  заложника. 

Также  необходимо  отметить,  что  место  совершения  пиратства  является  обязательным  признаком  состава  преступления,  в  отличие  от  захвата  заложника,  где  конкретное  место  совершения  не  определено. 

В  случае  захвата  заложников  при  совершении  акта  пиратства  преступники  выдвигают  требования  различного  характера  к  заинтересованным  лицам.  Например,  требования  материального  характера,  освобождения  из  мест  лишения  свободы  и  т.д.

  Подобные  действия  нередко  сопровождаются  угрозами  убийством,  причинением  телесных  повреждений,  длительным  удержанием  пассажиров  и  экипажа  захваченного  судна.  Эти  действия  согласно  УК  РФ  охватываются  признаками  уже  ст.

  206  УК  РФ  и  требует  дополнительной  квалификации  по  совокупности  статей.

Список  литературы:

  1. Допилка  С.О.  Уголовная  ответственность  за  терроризм  и  пиратство:  автореф.  дис.  …  канд.  юрид.  наук:  12.00.08  /  С.О.  Допилка.  Киев,  1993.-24  с.
  2. Кудрявцев  В.Н.  Общая  теория  квалификации  преступлений.  М.:  Юрид.  лит,  1972.-  352  с. 
  3. Моджорян  Л.А.  Терроризм  на  море.  Борьба  государства  за  безопасность  морского  судоходства.  М.:  Международные  отношения,  1991.-168  с.
  4. Постановление  Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации  О  судебной  практики  по  делам  о  краже,  грабеже  и  разбое  от  27  декабря  2002  г.  №  29  (в  ред.  от  23  декабря  2010  г.)  //  Бюллетень  ВС  РФ.  2003.  №  2.
  5. Резепкин  О.Ю.,  Журавлев  И.А.  Захват  заложника  :  монография.  М.:  ЮНИТИ-ДАТА,  2003.-160  с. 
  6. Уголовный  кодекс  Российской  Федерации  от  12  июня  1996  г.  №  63-ФЗ  (в  ред.  от  21  июля  2011  г.)  //  Собрание  законодательства  РФ.  1996.  №  25.  Ст.  2954.

Источник: https://sibac.info/conf/law/v/37960

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть