8(800)350-83-64

Как и за что могут лишить воинского, специального или почетного звания?

Содержание

Лишение воинского, специального, почетного звания: требования приговора, статья

Как и за что могут лишить воинского, специального или почетного звания?

В процессе своей трудовой деятельности или службы отдельные личности проявляют себя профессионалами своего дела, выделяясь на фоне коллег и сослуживцев, получая продвижения по службе в виде чинов и признание заслуг в виде почетного или специального звания. Наиболее самоотверженные труженики, совершившие достойные поступки и долгое время отдававшие все силы любимому делу, удостаиваются государственных наград, являющихся высшей степенью признания достоинств человека.

Однако даже заслуженные и достойные представители социума способны совершить проступок, отнесенный по характеру к уголовно-наказуемым, а по тяжести своей перекрывающий все заслуги.

Чтобы осознание неправомерности поступка произошло более отчетливо через ущемленную гордость, статья 48 УК РФ предусматривает лишение почетных званий или наград, входящих в систему государственных.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по номеру:

(Звонок Бесплатный)

Это быстро и !

Что такое специальные звания?

В зависимости от количества лет отданных на благо служения государству, должности занимаемой в государственном органе, которому делегированы правительством властно-распорядительные полномочия, а также уровня профессионализма и отношения к поручаемым обязанностям, могут присваиваться специальные звания. В частности, такая иерархическая табель о рангах предусмотрена в МВД, ФТС, ФСКН, СК России, МЧС, ФМС и ряде других.

Особенности воинских званий

Относительное положение военнослужащих друг относительно друга, определяющее подчиненность, полномочия и обязанности каждого, проходящего военную службу, закрепляются принятой в государстве системой воинских званий. Присвоение очередного звания определяется сроком, проведенным в рядах вооруженных сил, уровнем специального образования, наличием особых заслуг и наград, участием в боевых действиях и другими факторами.

Воинское звание отличается в зависимости от рода войск, в котором гражданин проходит службу, но общий табель имеет аналогию для всей системы вооруженных сил государства и полномочия военных разных родов войск одного уровня являются сопоставимыми. Наличие званий и их визуализация при помощи погон исключает разногласия, так как Устав четко регламентирует подчинение вышестоящему лицу, а значит более компетентному и осведомленному.

Классный чин

Каждая должность чиновников, состоящих на гражданской службе, в прокуратуре, Минюсте, ФССП, ФСИН и в муниципальных служащих, имеет три класса, чем выше который, тем более квалифицирован и компетентен специалист, хотя иерархически они между собой могут быть равны.

Подобная система повышения статуса позволяет более объективно выявлять наиболее старательных и достойных для повышения сотрудников, а также дифференцировать вознаграждения за труд в зависимости от вклада каждого участника, который тем выше, чем больше классный чин.

Государственные награды РФ

За особые заслуги перед государством и обществом на профессиональном поприще или во время различных нештатных ситуаций, например, во время боевых действий, стихийном бедствии или при пожаре, правительством может быть принято решение о высшей форме поощрения гражданина в виде государственной награды. Самые достойные получают из рук Президента Звезду Героя РФ, а также ордена и медали, наряду с которыми могут вручаться знаки отличия РФ и почетные звания.

Каждая награда дает своему обладателю не только чувство гордости и уважение окружающих, но и ряд льгот, которые можно получить от государства в виде дотаций или поблажек по разнообразным платежам.

Как следствие, утрата награды из-за совершенного проступка, имевшего тяжкие последствия, наносит удар не только по гордости, вызывая стыд и угрызения совести, но и ухудшает положение и социальный статус гражданина.

Почетные звания

У каждого работающего гражданина РФ есть день в году, который считается профессиональным праздником, традиционно отмечаемым торжественными собраниями и концертами, с чествованием лучших работников предприятия, компании или организации. Отработав в одной отрасли много лет и неоднократно получив различные премий, благодарности и почетные грамоты, работник может быть удостоен почетного звания, например, народный художник или заслуженный юрист.

Подобное звание не только выделяет человека среди коллег, возвышая его и давая причину для обоснованной гордости, но и дает определенные поблажки со стороны государства и возможность получения поддержки в ряде социальных вопросов. Лишившись почетного звания, человек практически перечеркивает долголетний упорный труд и теряет все преимущества перед окружающими.

О том, как исполняются требования приговора о лишения воинского, специального, почетного звания, читайте далее.

Процедура лишения званий и наград

Основанием для того, чтобы перечеркнуть все достижения гражданина на профессиональном поприще и в общественной жизни, олицетворенные званиями и наградами, является постановление органа правосудия, рассматривающего уголовное дело. Суд примет подобное решение только в отношении виновного субъекта и только в качестве дополнительной меры воздействия, если сочтет что простого лишения свободы недостаточно.

  1. Чтобы реализовать процедуру лишения, орган правосудия направляет копию приговора должностному лицу, которое присуждало звание или в соответствующую государственную службу, полномочную не только присваивать звания и награды, но и лишать их.
  2. На основании полученного решения суда, ответственное должностное лицо в течение месяца совершает все необходимые действия для лишения осужденного гражданина званий, наград и сопутствующих льгот, а по исполнению уведомляет об этом орган правосудия.

Награды и сопроводительные документы к ним, при лишении, должны быть изъяты сотрудниками правоохранительных органов и переправлены в Службу государственных наград Президента РФ.

О том, что говорит УК РФ в отношении лишения званий, расскажет следующее видео:

Какие чины нельзя отобрать?

Нельзя лишить человека по приговору суда званий, который не входят в состав государственных, а именно:

  1. Званий и степеней, полученных на научном поприще, в том числе защищаемых (кандидат или доктор) и присваиваемых (профессор, академик).
  2. Квалификационных разрядов, полученных в спорте или профессиональной деятельности.
  3. Учреждаемых и присваиваемых общественными объединениями граждан.

Как можно вернуть воинское, почетное, специальное звание после его лишения?

Звание военнослужащему может вернуть лицо, которое правомочно в его присвоении, но только после того, как судимость будет снята или погашена. Возможность этого декларируется ч.2 ст.48 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Государственные награды, согласно ст.

18 «Положения о государственных наградах», можно вернуть только после реабилитации Указом Президента, который будет подписан только по ходатайству самого гражданина, органов самоуправления или общественных организаций. Причем ходатайство будет рассмотрено только в том случае, если совершенный проступок, из-за которого гражданин был лишен наград, перестало быть социально опасным.

Возможность возврата остальных почетных званий законодательно не регламентирована.

Источник: http://ugoloa.com/nakazanie/vidy/lisheniye-voinskogo-spetsialnogo-pochetnogo-zvaniya.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Лишение специального воинского или почетного звания классного чина и государственных наград дополнительное наказание

Лишение специального воинского или почетного звания классного чина и государственных наград дополнительное наказание Разъяснение правовых понятий

Прежде чем перерабатывать шаблон, обязательно советуем хорошо проверить написанные в нем пункты кодексов.

Спустя время они могут потерять свою свежесть. Сохраненные средства в общем радостны. Качественный пример поможет в решении неудобств при написании документа.

Это откроет возможность сберечь ресурсы на услугах адвоката.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – дополнительное наказание, установленное судом в отношении осужденного лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, при учете личности виновного. Данное наказание представляет собой моральное воздействие на осужденного, лишение его навсегда преимущественных и льготных прав, которые были определены ему вследствие воинских, специальных и почетных званий. При этом, суд не имеет права лишить осужденного званий, подтверждающий его профессиональный уровень, который был признан государством, в частности, ученой степени и звания, спортивных званий и квалификационных разрядов.

27. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться лишь как дополнительное наказание при осуждении за любое тяжкое или особо тяжкое преступление. В санкциях статей это наказание не указывается.

Специальные звания и классные чины, квалификационные разряды, дипломатические ранги присваиваются лицам, проходящим службу в государственных органах, где установлены такие звания и чины, – МВД, МИД, прокуратура, железнодорожный, морской, водный и воздушный транспорт, таможенная служба.

Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 45 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе»: солдаты и матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры.

Вопрос о лишении звания может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и в отношении лиц, ушедших в запас.

Почетное звание – это звание, которое присваивается за особые заслуги, например Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, народный артист, заслуженный врач.

Государственные награды Российской Федерации определяются в Положении о государственных наградах, утвержденном Президентом Российской Федерации 2 марта 1994 г.

, как высшие формы поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.

К государственным наградам относятся ордена и медали, а также почетные звания.

Суд может лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоило это звание, чин или удостоило награды.

Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий.

При лишении воинского звания военнослужащего запаса копия приговора направляется в военный комиссариат по месту воинского учета данного военнослужащего запаса.

Должностное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания, принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих специальное звание, чин или награды.

Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд о его исполнении.

Лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны с соответствующим званием, чином или наградой.

В связи с тем что Россия – правопреемница СССР, указанный порядок лишения званий и наград распространяется и на звания и награды СССР.

Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд о его исполнении.

Таким образом, лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны с соответствующим званием, чином или наградой.

§ 6. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Данное наказание назначается только в качестве дополнительного и только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Сущность уголовно-правовых мер заключается в том, что их правоограничения должны морально воздействовать на осужденного (чувство стыда, совести), преследуя таким образом цели уголовного наказания.

Анализируемое наказание может быть применено судом при наличии следующих оснований: виновный совершил тяжкое или особо тяжкое преступ-

ление;

суд с учетом личности виновного пришел к выводу, что он недостоин носить специальное, воинское или почетное звание, быть обладателем классного чина или государственных наград.

Специальными являются звания, присваиваемые работникам связи, железнодорожного транспорта, гражданского воздушного флота, прокурорско-следственным работникам и некоторым другим.

Воинскими считаются звания, присваиваемые лицам офицерского и армейского состава Вооруженных Сил Российской Федерации на основании Федерального закона от II февраля 1993 г.

«О воинской обязанности и военной службе» и Указа Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г.

«О порядке присвоения офицерского звания гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего про'

фессионального образования, и призыва их на военную службу» Почетные звания устанавливаются в целях поощрения

граждан за высокие профессиональные качества, мастерство и многолетний добросовестный труд («Народный артист российской Федерации», «Народный художник Российской федераций», «Заслуженный лесовод Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации» и т. д.).

Исчерпывающий перечень и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации содержится в Положении о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г.

Классный чин – это специальное звание, присваиваемое работникам органов юстиции с учетом занимаемой должности, знаний, опыта и при определенном стаже.

Государственные награды – это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г. к ним относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Суд вправе лишить осужденных воинских или специальных званий, классного чина вплоть до полковника включительно (для воинских и приравненных к ним специальных званий).

В случае осуждения лица, имеющего более высокое воинское или специальное звание либо классный чин, суд вправе внести представление в надлежащий орган о лишении осужденного этого звания.

Не может суд лишить осужденных и ученых званий.

Лишить государственных наград и почетных званий может только Президент Российской Федерации своим указом по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление.

Ордена, медали, знаки отличия и ФУДНые знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направ-

ляются в Службу государственных наград Президента Российской Федерации.

При отмене приговора по реабилитирующим основаниям указ признается утратившим силу, а награжденный считается восстановленным в правах на государственные награды.

Президент может восстановить гражданина Российской Федерации в правах на государственные награды по его ходатайству, поддержанному органом местного самоуправления района, города, если совершенное им деяние потеряло характер общественно опасного. После вступления в силу указа Президента Российской Федерации о восстановлении в правах на государственные награды они возвращаются награжденному (ст. 17,18 Положения о государственных наградах).

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ,КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

См. также в других словарях:

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО. ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД — по уголовному праву (ст.

48 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное).

При осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд (с учетом личности виновного) может лишить его специального, воинского или почетного… … Юридический словарь

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД — в российском уголовном праве (ст.

48 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное).

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального,… … Энциклопедический словарь экономики и права

лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград — по уголовному праву (ст.

48 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное).

При осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд (с учетом личности виновного) может лишить его специального, воинского или почетного… … Большой юридический словарь

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД — по уголовному праву (ст.

48 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное).

При осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд (с учетом личности виновного) может лишить его специального, воинского или почетного… … Юридический словарь

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград — дополнительный вид наказания, предусмотренный ст.

48 УК, назначаемый при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Данный вид наказания применяется, когда он не указан в санкции статьи Особенной части УК.

Специальные звания… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград — Лишение звания, чина, ранга, класса или награды  вид уголовного наказания, заключающийся в морально психологическом воздействии на осуждённого путём лишения его определённых карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц, имеющих… … Википедия

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ. КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД — вид наказания, предусмотренный п. в ст. 44 и ст.

48 УК РФ и заключающийся в лишении перечисленных званий и наград, которые могут быть наложены исключительно в виде дополнительного наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.… … Словарь-справочник уголовного права

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград — один из видов уголовных наказаний, которое может назначаться только в качестве дополнительного. Наказание специальное и бессрочное может назначаться только в отношении осужденных, имеющих соответствующие звания, классные чины, государственные… … Большой юридический словарь

лишение специального, воинского или почетного звания — классного чина и государственных наград по уголовному праву (ст.

48 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное).

при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд (с учетом личности виновного) может лишить его… … Большой юридический словарь

Лишение прав — (англ. deprivation of rights, forfeiture) вид уголовного наказания, прошедший в своем историческом развитии ряд этапов. В римском праве высшая форма ограничения прав личности состояла в фикции юридической смерти преступника, который объявлялся… … Большой юридический словарь

Источники:
, , ,

Следующие статьи:

Источник: http://bfmac.com/razyasnenie-pravovyh-ponyatij/lishenie-spetsialnogo-voinskogo-ili-pochetnogo-zvaniya-klassnogo-china-i-gosudarstvennyh-nagrad.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Лишение государственных наград и почетного звания как вид наказания в российском уголовном законодательстве

Десятилетие назад в России, как и во многих странах Западной Европы, применение мер наказания, связанных с лишением свободы, являлось наиболее типичным ответом на преступление.

В УК РФ 1996 года было положено начало коренным изменениям уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства нашей страны.

Одним из основных положений, закрепленных новым УК РФ, стал принцип приоритета общечеловеческих ценностей, обеспечения безопасности личности.

Закрепляя принципы гуманизма, законности, равенства граждан перед законом, вины и справедливости ответственности, Кодекс вводит ряд новых наказаний не связанных с лишением свободы. Российское уголовное законодательство устанавливает наказания не только в виде лишения свободы, но и наказания, не требующие изоляции от общества.

Их отличительными особенностями являются: несколько меньшие ограничения общего правового статуса граждан; правового положения категории осужденных без лишения свободы может быть изменение с учетом их отношения к исполнению наказания (нарушение выплаты штрафа, уклонение от работы, противоправное поведение и т. п.) вплоть до приравнивания к правовому статусу осужденных к лишению свободы; наделение специфическими правами и обязанностями определяется порядком и условиями отбывания назначенного наказания; альтернативные[1] наказания в меньшей степени затрагивают личную жизнь осужденных.[2] В настоящее время в РФ установлено 7 видов наказания, не связанных с лишением свободы: штраф, исправительные, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина государственных наград, ограничение по военной службе, ограничение свободы. В недавнем времени учеными Томского Юридического института был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что только 30% респондентов согласны с тем, что «строгостью наказаний» преступлений не предупредить. Однако, решая аналогичные вопросы на индивидуальном уровне граждане оказались более лояльны. Наиболее распространенными ответами были исправительные работы(32%), возмещение вреда(30%), условное осуждение(25%), штраф(3%).[3]

Дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено при осуждении только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в статье 48 УК РФ правоограничений (например, при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград).

При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести, назначенное на основании статьи 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, не назначается.[4]

Объем ограничений прав осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, невелик по сравнению с ограничениями лиц, осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества.

Разделяют три группы наказания, не связанного с лишением свободы: 1) Наказания, ограничивающие предусмотренные ст.

34-37 Конституции РФ права на свободное распоряжение заработной платой, специальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенной категории граждан.

К таким наказаниям относят: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, ограничения по военной службе; 2) Ограничение прав граждан предусмотренные статьей 37 Конституции РФ распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; 3) Ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства.[5]

Стоит отметить, что в современных условиях развития нашей правовой системы необходимо по-новому взглянуть на некоторые устоявшиеся, но не всегда бесспорные основополагающие понятия, которые относятся не только к институту уголовного наказания, но и к институту дополнительного наказания, в котором лишение государственных наград и специального, воинского и почетного звания занимает важное место. Принятые за последние годы уголовные кодексы, уголовно-исполнительный кодекс и ряд других нормативных актов вобрали в себя все лучшее, что было создано российским уголовным законодательством. Но они не содержат четкой регламентации назначения и исполнения дополнительных наказаний, в том числе и в виде лишения специального, воинского или почетного звания и государственных наград. Эти наказания были введены в перечень наказаний УК РФ 1996 года, и порядок исполнения его определяется в УИК РФ. Они не стали предметом глубокого комплексного научного исследования. Практика применения этого вида наказания остается незначительной.

К воинским званиям относят звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности.

Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т. п.

Почетными званиями являются: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки Российской Федерации и др.

Невозможно применение данного наказания к некоторым категориям граждан: имеющим учёные степени и звания (кандидат, доктор наук, доцент, профессор), квалификационные звания (спортивные, профессиональные разряды), награды и почётные звания, учреждаемые общественными организациями и т.д. Законодатель не устанавливает конкретного срока отбывания данного наказания (его временные рамки). Эта неопределенность порождает определенные дискуссии в уголовно-правовой науке в отношении законодательной регламентации срока отбывания этого наказания. Высказывается мнение о том, что данное наказание определяется как пожизненное, однако в ряде стран (Армения, Белоруссия, Бельгия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Украина и др.) , где эта мера наказания закреплена законом, только в двух из них (Бельгия, Турция) применяется в качестве пожизненной.

В своей диссертационной работе В. П.

Мосиенко предложил авторский вариант редакции статьи 48 УК РФ : «При осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, при вынесении наказания, связанного с лишением свободы, с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания и государственных наград сроком на пять лет после отбывания основного наказания».[6] Но автоматическое восстановление лишенных прав по истечении определенного нормативно-установленного единого срока (в том числе по истечении пяти лет после отбывания основного наказания) не соответствовало бы сущности применяемого вида наказания и не способствовало бы достижению поставленных перед ним целей в силу его специфики. При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, либо замене неотбытого наказания более мягким видом наказания судам надлежит обсуждать вопрос о возможности освобождения осужденного полностью или частично и от дополнительного наказания. Если дополнительное наказание исполнено (то есть лицо лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), вопрос об освобождении осужденного от этого дополнительного наказания не решается[7] . Сущность такого наказания состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении его тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Вновь признанные заслуги перед государством и обществом, что в силу объективных причин не допустимо, противоречили бы не только официально установленным законодательным нормам, но и общепринятым принципам, и в первую очередь негативно скажутся на функционировании наградной системы государства.[8] Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрено восстановление реабилитируемым соответствующего звания, классного чина и возвращения государственных наград. К государственным наградам относят ордена «За заслуги перед Отечеством», Мужества, «За военные заслуги», Почета, Дружбы, «За отвагу», «За спасение погибавших», медали Суворова, Ушакова, Нестерова, «За отличие в охране государственной границы», «За отличие в охране общественного порядка», знаки отличия «За безупречную службу»,[9]

При назначении и исполнении данного наказания, безусловно, стоит расширить рамки его индивидуализации (сейчас данный вид наказания фактически не поддается индивидуализации судом, в связи с чем, ставится вопрос об его исключении из системы наказаний), но не посредством установления единого срока для всех осужденных, что, напротив, противоречит данным принципам, а с учетом специфики целей рассматриваемого наказания – дифференцированных сроков его отбывания. Поэтому нужно установить сроки, по истечению которых осужденный может быть восстановлен в утраченных правах, в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного, с сохранением при этом установленных восстановительных процедур, возможность применения которых поставлена в зависимость от того, достигнута ли основная цель наказания – исправление осужденного.

В официальной иерархии поощрений, установленных и признаваемых государством, государственные награды занимают наиболее значительное и почетное место.

[10] Юридическим основанием государственного награждения является фактический состав, представляющий собой систему юридических фактов: достижение субъектом результатов, попадающих под определение заслуги; возбуждение ходатайства о награждении; согласование данного ходатайства в различных государственных инстанциях; издание правоприменительного акта о назначении поощряемому лицу конкретной награды. При этом заслуга есть результат целенаправленных, выходящих за рамки обычного правомерного поведения, действий субъекта права, принесший существенную пользу государству, обществу или конкретным индивидам, соответствующий оценочным критериям, разработанным государственными органами в целях награждения достойных кандидатур. Значимость обуславливается социально-политическим и экономическим значением факта представления к поощрениям, званиям и наградам, как для награждаемого лица так и для общества.

Представляется, что современное содержание такого уголовного наказание как лишение государственных наград, почетного, воинского или специального звания должно быть пересмотрено с учетом всей совокупности системы публичных поощрений. Так, имело бы место внесение в ст.

48 УК РФ положения о лишении не только государственных наград РФ, но и государственных наград субъектов РФ, наград муниципальных образований.

Так же следовало бы разграничить данный вид наказания на два- «Лишение государственный наград, специального и почетного звания» и «Лишение воинского звания и классного чина».

Это необходимо, так как государственные награды, специальные и почетные звания присуждаются исключительно за заслуги перед государством, обществом или конкретным индивидом, а воинские звания и классные чины назначаются по мере прохождения государственной службы.

Безусловно рассмотренный вид дополнительного наказания должен иметь место в системе наказаний, содействовать исправлению личности осужденного, исключая для этого из его круга прав те, которые он получал имея специальное, воинское или почетное звание, или государственные награды. Но данный институт нуждается в более глубокой разработке его организации, применения и исполнения.

наказание лишение государственный награда звание

[1] В некоторых случаях к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние, могут быть применены и иные меры, являющиеся альтернативными или дополнительными по отношению к наказанию.

Так, к лицам, которые совершили общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости, вместо наказания или наряду с ним может быть применено принудительное психиатрическое лечение. Специальные меры, отличные от наказания, могут быть применены и к несовершеннолетним преступникам. Подобные меры не содержат в себе карательного элемента и направлены исключительно на коррекцию поведения лица.

[2] Человек: преступление и наказание. 2009. №1. Уголовно-исполнительное право с.48, 49.

[3] Актуальные проблемы российского права. 2007. №2. С. 326

[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 20 от 29

октября 2009 года., п.15.

[5] Филимонов О. В. Наказания не связанные с изоляцией от общества, в новом уголовно-исполнительном законодательстве РФ// Проблемы наказание по законодательству России и зарубежных стран: Материалы межвуз. Науч. Конф. М., 1999. С.14-15.

[6] Мосиенко В. П. Лишение специального, воинского или почетного звания, ассного чина и государственных наград как вид наказаний в российском уголовном праве ( уголовный и уголовно-исполнительный аспекты) : дис. …канд. Юрид. Наук :12.00.08/В. П. Мосиенко. – Ростов-н/Д, 2000. С. 109-110

[7] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 8., п.9.

[8] Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. №3 (20)

[9] Положение о государственных наградах Российской Федерации от 2 марта 1994 г.

N 442

[10] Становский М. Н. Назначение наказаний/ М. Н. Становский.-Спб., 1999. С. 17.

Источник: http://MirZnanii.com/a/37618/lishenie-gosudarstvennykh-nagrad-i-pochetnogo-zvaniya-kak-vid-nakazaniya-v-rossiyskom-ugolovnom-zakonodatelstve

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, как дополнительный вид наказания. Основания и порядок назначения

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, как дополнительный вид наказания. Основания и порядок назначения

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.

48 УК) может быть назначено только в качестве дополнительного наказания при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного.

Речь идет о лишении виновного званий, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемой должностью, особыми заслугами в определенной области, либо лишении его государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков и т.п.), которых это лицо было удостоено за прежние заслуги.

Логика данного наказания состоит в признании, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское звание либо государственные награды и потому должен быть их лишен.

Это наказание оказывает прежде всего существенное морально-психологическое воздействие на осужденного. Однако ощутимое карательное воздействие на осужденного оказывает также лишение осужденного определенных льгот и преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское, почетное звание, классный чин, и лиц, награжденных орденами и медалями.

Специальные звания

Специальными признаются звания, которые присваиваются работникам, проходящим службу в определенных, «специальных», правоохранительных и иных государственных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: органах внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможенной службах, в органах железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта и др.

Воинские звания

Воинские звания — это звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничных, железнодорожных, внутренних войсках МВД) и некоторых иных государственных органах: Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки и др. Эти звания перечислены в ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. На практике речь идет о лишении офицерских званий, причем более высокого уровня, которые являются престижными и обеспеченными существенными льготами и преимуществами.

Классные чины — это классификационные разряды, присваиваемые государственным служащим в некоторых государственных органах, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников этих органов, определенные права и обязанности указанных лиц. Например, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лицам, состоящим на государственной службе в Российской Федерации, присваиваются классные чины от референта государственной службы до действительного государственного советника Российской Федерации. Служащим органов прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» присваиваются классные чины от младшего юриста до действительного государственного советника.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся достижения в различных сферах общественной жизни — в экономике, науке, искусстве, защите Отечества и др. Перечень государственных наград РФ установлен Указом Президента

РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» и утвержденным им Положением о государственных наградах Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации, ордена, знаки отличия, медали, почетные звания РФ.

Почетные звания

Кпочетным званиям РФ относятся особые звания, присваиваемые за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, образования, производственной и иной общественно полезной деятельности.

Всего установлено более 50 почетных званий: «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Народный артист Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации» и др.

В санкциях статей Особенной части УК этот вид наказания отсутствует, но при наличии оснований, предусмотренных ст. 48, он может применяться по усмотрению суда и при отсутствии упоминания о нем в санкциях.

В качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

Вопрос о лишении осужденного соответствующего звания следует обсуждать как в отношении лиц, состоящих на действительной службе, так и в отношении лиц, находящихся в запасе или отставке.

Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и званий (доцент, старший научный сотрудник, профессор), иных квалификационных характеристик (разрядов, классов и т.п.), а также спортивных званий и наград.

Источник: https://cyberpedia.su/4x83a8.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Особенность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в том, что такое наказание связано с моральным воздействием на осужденного, а также лишением его определенных преимуществ, установленных для лиц, имеющих указанные звания и награды.

Применение данного наказания возможно в тех случаях, когда суд признает, что по характеру совершенного преступления винов­ный недостоин носить эти звания либо обладать гос.и наградами. В ряде случаев назначение такого наказания влечет за собой отстранение от занимаемой должности.

По смыслу ст. 48 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград являет­ся бессрочным наказанием. В то же время безоговорочно его таким назвать нельзя. Например, в ч. 2 ст. 48 ФЗ УК от 28 марта 1998 г.

«О воинской обязанности и во­енной службе» закреплено, что гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восста­новлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

По УК РФ 1996 г. суд вправе самостоятельно лишать осужден­ного всех воинских и специальных званий, в том числе присваивае­мых высшими органами власти и управления страны, а также почет­ных званий и государственных наград.

Воинские звания — это звания, которые присваиваются в Воо­руженных Силах УК, пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопас­ности: рядовой; ефрейтор; младший сержант; сержант; старший сер­жант; старшина; прапорщик; старший прапорщик; младший лейте­нант; лейтенант; старший лейтенант; капитан; майор; подполковник; полковник; генерал-майор; генерал-лейтенант; генерал-полковник; генерал армии и маршал УК. Несколько иначе именуются корабельные воинские звания.

Специальные звания, как правило, присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и диплома­тической служб и некоторых других служб, где такие звания уста­новлены.

Классные чины присваиваются в системе гражданской гос. службы.

Почетными званиями являются: заслуженный или народный ар­тист, заслуженный деятель науки УК, заслужен­ный юрист, народный учитель УК и др.

К гос. наградамотно­сятся: звание Героя УК, ордена (например, «За заслуги перед Отечеством», Мужества и др.), медали (например, «За отвагу», «За спасение погибавших» и др.), знаки отличия УК.

Кроме перечисленных, суд при постановлении приговора не вправе лишать виновного других званий либо наград, не входящих в систему государственных.

Так, поскольку к специальным званиям не относятся ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания старшего научного сотрудника, доцента и профессора, то лица, их имеющие, при осуждении за совершение тяжкого либо особотяжкого преступления не могут быть лишены таких ученых сте­пеней и званий в порядке, установленном ст. 48 УК РФ.

Обязательные работы.

Обязательные работы являются новым видом наказания, неизвестным отечественному уголовному законодательству. Особенность обязательных работ, на наш взгляд, заключается в следующем:

Во-первых, согласно ч. 1 ст. 45 УК РФ обязательные работы мо­гут применяться только в качестве основного наказания.

Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от ос­новной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправле­ния.

Под общественно полезными работами в этой норме следует подразумевать, например, работы по благоустройству населенных пунктов, очистке улиц, текущему ремонту зданий и коммуникаций, прополке посевов, уборке урожая, погрузочно-разгрузочные и дру­гие подобные работы, не требующие специальной подготовки или квалификации.

В-третьих, предусматривая обязательные работы в качестве ос­новного наказания, УЗ дифференцирует пределы на­значения и порядок отбывания таких работ в зависимости от возрас­та виновного.

Так, общая продолжительность обязательных работ согласно ч. 2 ст. 49 УК РФ установлена на срок от шестидесяти до двухсот со­рока часов. Эти работы отбываются не свыше четырех часов в день.

В-четвертых, ч. 4 ст. 49 УК РФ предусматривает определенные ограничения к применению обязательных работ.

Их объяснение в том, что при выполнении таких работ лицо должно обладать реаль­ной способностью к физическому труду и возможностью им зани­маться без ущерба для своего здоровья и других заслуживающих внимания моментов.

Именно поэтому законодатель в данной норме закрепил, что обязательные работы не могут быть назначены лицам: 1) признанным инвалидами первой группы; 2) беремен­ным женщинам; 3) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; 4) некоторым категориям военнослужащих.

В-пятых, в ч. 1 ст. 49 УК РФ содержится правило о том, что обязательные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время.

В-шестых, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного укло­нения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы.

При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Под злостным уклонением от отбывания обязательных работ ст.

30 УИК РФ подразумевает такие действия осужденного, когда он: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные рабо­ты без уважительных причин; б) более двух раз нарушил трудовую дисциплину и в) в целях уклонения скрылся от отбывания наказа­ния.

Наконец, в-седьмых, в системе только основных наказаний обя­зательные работы являются самым мягким видом.

Исправительные работы.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавли­ваются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание, но в районе места жительства осужденного.

Одним из карательных элементов исправительных работ являет­ся то, что исправительные работы предполагают удержание из зара­ботка осужденного в течение всего срока отбывания этого наказания в пределах от пяти до двадцати процентов. Размер удержания уста­навливает суд при постановлении приговора.

Удержания из заработной платы осужденного в размере, установленном судом, производятся в течение всего срока исправительных работ ежемесячно. Их нельзя произвести единовременно.

При этом удержания производятся со всей суммы заработка, без исключения из этой суммы налогов и других платежей, независимо от на­личия претензий к осужденному по исполнительным документам.

В то же время удержания не должны производиться из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и соци­ального страхования (например, пособий по нетрудоспособности), из выплат единовременного характера (например, премиальных воз­награждений) и не предусмотренных системой заработной платы (например, из денег, выдаваемых на расходы по командировке и др.).

Учитывая, что по своей сущности исправительные работы пред­полагают обязательное участие осужденного в труде, они могут быть применены только к трудоспособным.

В связи с этим данное наказание не применяется к нетрудоспо­собным.

К таким лицам следует отнести: 1) признанным инвалидами первой группы; 2) беремен­ным женщинам; 3) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; 4) некоторым категориям военнослужащих.

Нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ влечет за собой применение к осужденному меры взыскания в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания.

В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ они подлежат замене другим видом наказания. Суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

На наш взгляд, уважительными причинами, препятствующими отбыванию исправительных работ, а следовательно, не являющими­ся основанием замены этого наказания другим видом, в каждом кон­кретном случае могут быть: а) болезнь осужденного; б) отсутствие реальной возможности к трудоустройству; в) наступление нетру­доспособности во время отбывания исправительных работ; г) сложное семейное, в том числе личное или имущественное положение осужденного, и другие, заслуживающие внимания обстоя­тельства.

Источник: https://megalektsii.ru/s19270t9.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть