8(499)938-49-78

Экстрадиция: понятие, виды, принципы. пошаговая инструкция выдачи преступников

Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника

Экстрадиция: понятие, виды, принципы. Пошаговая инструкция выдачи преступников

Сердюк Е. С. Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф.

(г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8427/ (дата обращения: 12.01.2018).

Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника

Сердюк Екатерина Сергеевна, магистрант

Научный руководитель: Н. А. Никиташина, кандидат юридических наук, доцент

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

В настоящее время интерес к исследованию института экстрадиции возрос.

Так, актуальным теоретическим и практическим вопросам этого института, его истории, современному состоянию и перспективам развития посвящены не только многочисленные научные статьи, но и фундаментальные исследования, выполненные на монографическом уровне [1] [2].

В юридической литературе термин «экстрадиция» принято рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле он является синонимом понятия «выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора», а в широком — выступает как обобщающий термин, охватывающий не только выдачу для уголовного преследования, но и смежный с ней подинститут передачи лиц международным судебным органам, а также институт передачи лиц в целях отбывания наказания [3]. При этом в последнем случае употребление данного термина основывается на лингвистическом его толковании: «ex traditia» в переводе с латыни означает всякую передачу лица вовне [4]. Однако по вопросу соотношения терминов «экстрадиция» и «выдача», по этому вопросу существуют различные точки зрения.

Согласно международным положениям выдача (экстрадиция) заключается в передаче лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, запросившему государству.

Однако авторы А. К. Романов и О. Б. Лысягин полагают,что «экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей, прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается. Процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче» [5].

Авторы полагают, что институт экстрадиции вырос из института выдачи и претерпел много изменений, в данный период времени он становится на новый уровень развития.

По мнению данных авторов, институт экстрадиции расширил свои границы, и ставить на один уровень два таких понятия как экстрадиция и выдача не целесообразно, так как нормы, относящиеся к институту экстрадиции, явно не вписываются в те границы, которыми располагает выдача.

А. К. Романов и О. Б. Лысягин, разъясняют, что институт экстрадиции, как самостоятельный институт права, является относительно новым явлением как в международной практике государств, так и уголовном праве.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера (например, Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.

, Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.). Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование.

При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, предшествует процедура выяснения установлению судом наличия состава преступления, предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношении государства, к которому предъявлено данное требование.

Исследование экстрадиции осложняется еще и тем, что это институт международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также отправления правосудия, имеет межотраслевой характер. Экстрадиционная деятельность, как уже отмечалось в научной литературе, не может быть отнесена только к одной отрасли права, так как она взаимосвязана с целым рядом институтов права (уголовного, уголовно-процессуального, международного, государственного), непосредственно затрагивающих не только права личности, но и суверенитет государств, вопросы гражданства, убежища, межгосударственного сотрудничества и др.

Правоведы еще до реформы российского законодательства, в начале 90-х годов прошлого столетия полагали, что выдача должна регламентироваться нормами уголовно-процессуального закона, а в преддверии принятия нового российского УПК указывали, что «во внутреннем праве нашей страны вопросы экстрадиции лишь обозначены, а правоприменительная практика показывает необходимость закрепления подробно прописанных норм в первую очередь в Уголовно-процессуальном кодексе».

Поэтому впоследствии положения, регламентирующие выдачу лица для уголовного преследования или исполнения приговора, и были выделены законодателем в отдельную 54 главу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в законную силу с 01 июля 2002 года.

Тем не менее, принятие в 2001 г. УПК РФ, в котором выдаче посвящена специальная глава 54 (ст. 460–473), разрешило спор о месте института экстрадиции в системе права в пользу уголовно-процессуального права.

Проанализировав указанные точки зрения ученых по соотношению понятий, экстрадиция и выдача, приходим к выводу, что институт экстрадиции и выдачи понятия не тождественные, а соотносящиеся между собой как целое и часть:

        во-первых, слово экстрадиция происходит отлат.ех — «из», «вне» и traditio — «передача» (т. е. имеет общий корень со словом «выдача»);

        во-вторых, экстрадиция более широкое понятие, чем выдача, которое включающее в себя передачу иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие экстрадиция является родовым понятием, а выдача — видовым понятием.

Литература:

  1.                Сафаров Н. А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2005. 86 с.;
  2.                Бойцов А. И. Выдача преступников. СПб., 2004. 115 с.;
  3.                Ижнина Л. П. Соотношение терминов «правовая помощь по уголовным делам», «экстрадиция» и «выдача преступников» в российском уголовном процессе // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. 370 с.;
  4.                Дадынский Ф. М. Латинско-русский словарь к источникам римского права. М., 1998. 534 с.;
  5.                Романов.А.К., Лысягин.О.Б Институт экстрадиции: понятие, концепция, практика // Право и политика. 2005. № 3. 125 с.

Основные термины (генерируются автоматически): институт экстрадиции, института экстрадиции, института экстрадиции возрос.

Так, Процедура экстрадиции, Правовыми основаниями экстрадиции, экстрадиции в системе права, институт экстрадиции и выдачи, к институту экстрадиции, Лысягин.О.

Б Институт экстрадиции, страны вопросы экстрадиции, Исследование экстрадиции, уголовного преследования, Конвенция Совета Европы, экстрадиция и выдача, международным положениям выдача, государством выдача преступников, выдачей преступников экстрадиция, самостоятельный институт права, в пользу уголовно-процессуального права, понятия «выдача лица.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8427/

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Что такое экстрадиция

Что такое экстрадиция

Экстрадиция – это процедура передачи одним государством иному граждан, осуществивших преступления различной степени тяжести на территории данного государства.

Важным фактом является то, что экстрадиция выступает не обязанностью, а правом государства, то есть в силу определенных обстоятельств страна вправе выдать официальный отказ в выдаче преступника.

Выдача преступников является обязательной только в том случае, когда об этом между государствами заключено специальное соглашение.

Особенности экстрадиции

Некоторые злоумышленники после совершения преступных деяний выезжают из страны, где выполнили преступные акты с целью избежания ответственности и наказания.

Для привлечения к ответственности требуется, чтобы такое лицо вернулось в государство.

Тогда можно осуществить расследование, следственные меры, вынести судебный вердикт и назначить соответствующее наказание.

На сегодняшний день РФ имеет международные договора в количестве около 300 об оказании юридической помощи между государствами, и одной из таких форм помощи выступает экстрадиция. Также в перечень помощи включаются такие меры:

  • следственные и судебные мероприятия;
  • передача виновных с целью реализации приговора;
  • уголовное преследование преступников.

Действие экстрадиции распространяется исключительно на преступников, совершивших уголовные преступные деяния. Нарушения, которые связаны с административной и гражданской ответственностью, не выступают поводом и не имеют значения для экстрадиции.

В соответствии с нормами ст. 13 УК РФ, граждане с российским гражданством в случае осуществления преступных деяний в другой стране данной стране не выдаются. Такой пункт базируется на положениях ст.

61 Конституции РФ, где четко прописано, что российские граждане не могут быть выданы другим государствам и не подлежат высылке за рамки РФ.

Однако данным положением не отменяется уголовная ответственность и меры наказания. Так, в соответствии со ст.

12 УК РФ российский гражданин, осуществивший противоправное деяние в рамках другой страны, должен подвергаться уголовному наказанию в рамках России.

Как прописано в ст.

13 УК, выдача преступников касается исключительно граждан без определенного гражданства или иностранцев, которые выполнили преступные деяния за пределами РФ, а на данный момент пребывают на территории России.

Как было указано выше, для осуществления экстрадиции между странами должно быть оформлено соглашение в двустороннем или многостороннем порядке в отношении предоставления юридической помощи.

Условия экстрадиции

Отечественная практика выдачи злоумышленников предполагает выполнение международных норм и требований к выдаче в таких ситуациях:

  • осуществление преступного деяния в рамках страны, выдвинувшей требование об экстрадиции;
  • если конкретное преступление было осуществлено против страны и причинило ему определенный вред;
  • если злоумышленник имеет гражданство государства, требующего его экстрадиции.

Экстрадиция лица, совершившего противоправные деяния в нескольких странах, выполняется посредством переговоров дипломатов данных стран на базе применения международного права.

Условиями экстрадиции преступников являются:

  • следование принципу тождественности,  то есть осуществленное деяние является таковым в рамках страны, где оно было осуществлено;
  • предоставление гарантий неиспользования смертной казни в отношении преступника, в РФ смертная казнь как мера наказания не применяется, поэтому при передаче злоумышленника государство выдвигает требования касательно того, что смертную казнь не планируется применять.

Если страна требует выдачу злоумышленника для применения к нему уголовного наказания, тогда оно должно предоставить существенные доказательства его вины и причастности к совершенному преступному деянию. Также выдача может требоваться с целью применения уже вынесенного судебного вердикта, тогда основанием для экстрадиции станет официальный приговор суда.

Положениями международного права предусмотрены такие условия, как: выданный преступник не должен подвергаться тюремному заключению, преследованию или ограничению персональной свободы по причине деяний, которые не были базой для его выдачи государству.

Причины для отказа в выдаче преступника:

  • выдача требуется на гражданина, который имеет гражданство страны, где он пребывает;
  • осуществленное преступное деяние преследуется на основании частного обвинения;
  • если период исковой давности уже завершился;
  • прочие законные основания, при которых невозможно начало уголовного делопроизводства;
  • если требуемый к выдаче гражданин на данный момент в силу определенных обстоятельств не может привлекаться к уголовной ответственности и к нему не могут применяться уголовные меры наказания;
  • если экстрадируемым преступником было получено официальное право на получение убежища.

Процедура экстрадиции

Принимается решение об экстрадиции преступника принимается Генеральным Прокурором РФ или его заместителем согласно ст. 462 УПК РФ. Минимальным периодом наказания экстрадированного преступника является 6-месячный срок.

Алгоритм исполнения выдачи:

  • подача запроса страной, на территории которой было осуществлено преступное деяние, период запроса составляет 40 дней с дня задержания злоумышленника.
  • предоставление задержанного преступника в местное учреждение прокуратуры;
  • выбор меры пресечения;
  • определение факторов и обстоятельств для исключения экстрадиции;
  • удовлетворение запроса или письменный отказ;
  • в случае положительного решения по запросу принятие соответствующего распоряжения;
  • сообщение лицу о принятом вердикте о его экстрадиции.

На протяжении 10 дней с момента получения уведомления гражданин может обжаловать такое решение.

В отдельных ситуациях может выполняться краткосрочная выдача человека для принятия участия в расследовании и судебных процессах.

На видео об особенностях экстрадиции

Мы рассказали вам о специфике и условиях экстрадиции. Также из материала вы узнали, что в определенных обстоятельствах может быть отказ в выдаче преступника. Также при согласовании экстрадиции гражданина другому государству он имеет законное право на обжалование такого решения.

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-ekstradiciya.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Экстрадиция в России

Экстрадиция в России

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г.

№ 11 “О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания” упорядочены основные моменты, влияющие на содержание принятого судебного акта по жалобам лиц, подлежащих экстрадиции. Отмечены тенденции глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности. Новое постановление Пленума не вносит принципиальных новелл в судебную практику. Как и ранее выдаче подлежат подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, а также осужденные судами РФ при наличии ратифицированного международного договора. Следует иметь в виду, что ряд международных договоров, ратифицированных Россией, предусматривает выдачу лица, находящегося на территории РФ лишь за совершение конкретных преступлений (либо обвиняемых в них), предусмотренных договором. И есть договоры о правовой помощи универсального содержания. Так, например, согласно Международной конвенций о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. (статья 11), нельзя обосновывать выдачу по запросу иностранного государства лица обвиняемого в совершении экономического преступления, не связанного с оборотом веществ, используемых при разработке и создании оружия, действие которого основано на атомной энергии.

Жалобы на решения об экстрадиции рассматриваются по первой инстанции судами общей юрисдикции субъектов РФ. Специализированные суды, в том числе и военные суды, в рассмотрении данных дел участия не принимают.

Дела по жалобам на решения о выдаче рассматриваются с учетом действующего международного права.

 Коллизии международно-правовых норм государства — участники Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года разрешают в пользу последней, имеющей приоритетную силу над другими актами международного права при условии, что последующие межправительственные соглашения не изменяют ее принципов.

При выдаче лиц по запросу страны, не участвующие в указанной Конвенции, приоритетные акты не указаны.

Надо полагать, что таковыми являются Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Судебное постановление выносится с учетом оговорок Российской Федерации, текст которых может содержаться в законе о ратификации международного договора.

При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности, то есть для обмена с гражданами РФ, отбывающими заключение на территории этого государства.

Основанием для выдачи иностранца или лица без гражданства по запросу иного государства является наказуемость инкриминируемого деяния по уголовному закону Российской Федерации и закону запрашивающего государства.

Не допускается отказ в выдаче требуемого лица при несовпадении отдельных лишь формальных признаков состава преступления либо в юридической квалификации деяния.

При таких обстоятельствах суд исследует фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

При определении того, является ли деяние наказуемым по уголовному закону Российской Федерации, следует учитывать положения статей об обратной силе уголовного закона, давности совершения деяния и т.п.

При этом отмечено, что течение сроков давности приостанавливается при уклонении лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

Следовательно, судебной практикой вменяется в обязанность сообщение разыскиваемым лицом о своем местонахождении с момента, когда такое лицо узнало об уголовном преследовании у себя на родине.

Как уклонение от ответственности рассматривается неисполнение лицом обязанности зарегистрироваться по месту своего пребывания или отсутствие места постоянного пребывания в Российской Федерации.

Суду необходимо проверять доводы лица о том, что оно не скрывалось от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

Однако вопрос о наличии в действиях лица исключающих преступление обстоятельств оставлен на усмотрение судов.

Учитывая, что лицо подлежит выдаче, если Уголовный кодекс Российской Федерации и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии, что международным договором Российской Федерации не предусмотрены иные сроки, отказ в выдаче по мотиву малозначительности деяния судами не допускается.

В выдаче может быть отказано в связи с принятием акта об амнистии, но только в том случае, если это предусматривается международным договором Российской Федерации. Не подлежат выдаче лица:

  • признанные беженцами или получившие временное убежище, в отношении которого Российской Федерацией получен запрос о выдаче, не может быть выдано запрашивающему государству, которое является государством гражданской принадлежности, обычного местожительства таких лиц или любым иным государством, на территории которого имели место обстоятельства, послужившие основанием для предоставления лицу временного убежища или статуса беженца;
  • совершившие преступление, наказуемое смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и такое государство не предоставит гарантий, которые Российская Федерация сочтет достаточными, что наказание в виде смертной казни не будет приведено в исполнение;
  • если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
  • если выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния;
  • при несопоставимости условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Указанные обстоятельства доказываются защитой или опровергаются органами прокуратуры на основании показаний лица, в отношении которого принято решение о выдаче, допрошенных по ходатайству сторон свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы.

Неоднозначна выражена (и даже противоречиво) позиция Верховного Суда РФ относительно возможности заключения под стражу на основании постановления несудебного органа. Так, согласно п.

15 указанного Постановления Пленума  указано, что избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу, включая определение сроков содержания под стражей, лицу, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или компетентным органом Российской Федерацией уже получен такой запрос производится в общем судебном порядке, какой установлен для избрания меры, в том числе и в виде заключения под стражу, по уголовным делам, расследуемым правоохранительным и ораганами РФ. На указанный порядок распространяются общие правила обязательного участия переводчика, законного представителя и защитника, установленные УПК РФ.

Однако в п.

21 того же акта написано: «если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении такого лица под стражу, то прокурор в соответствии с частью 2 статьи 466 УПК РФ вправе заключить его под стражу без подтверждения судом указанного решения на срок, не превышающий два месяца с момента задержания». Но ведь запрос об экстрадиции поступает именно тогда, когда лицо находится в международном розыске. А розыск объявляют уже после заочного заключения под стражу, так как экстрадиции подлежат лица, совершившие, как правило тяжкие, преступления.

Источник: http://AdvocatKuzmin.ru/mezhdunarodnyj-advokat-jurist/71-programma-mezhdunarodnyj-advokat/419-extradition-practic

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Что такое экстрадиция?

Что такое экстрадиция?

Экстрадиция – форма международной взаимосвязи различных стран между собой по вопросам уголовного преследования личностей, совершивших преступления.

О том, что собой представляет экстрадиция в российском праве, на основании каких документов осуществляется выдача преступников и каков порядок передачи уголовно преследуемых лиц, будет рассказано в этой статье. 

Что такое экстрадиция

Экстрадиция в российском уголовном праве

Как экстрадировать иностранного гражданина

Вступление решения о выдаче гражданина в законную силу, его обжалование и отказ в выдаче

Процедура выдачи граждан для несения уголовного наказания

Что такое экстрадиция

Экстрадиция – образованное от латинского слова понятие, которое обозначает передачу гражданина государству для осуществления судебного преследования за совершенное преступление или для отбывания наказания.

Экстрадиция осуществляется на основании международных договоров между странами с соблюдением правила «двойной подсудности».

То есть выдача производится по тем преступлениям, которые являются таковыми как в одной, так и в другой стране – стороне договора.

Конкретный список преступлений, либо их классификация в зависимости от каких-либо признаков (тяжесть самого правонарушения, тяжесть наказания и т. д.

), как правило, устанавливаются в самом договоре между конкретными странами-участницами международных правоотношений. Также подобный договор предусматривает варианты отказа в экстрадиции и основания для такого отказа.

Кроме экстрадиции на основе правового акта передача может осуществляться и между странами, не связанными между собой подобным договором, по запросу. Однако в этом случае выдача преступника не будет являться обязанностью государства, а лишь его правом.

Термин «экстрадиция» и словосочетание «выдача преступника» во многих языках являются полными синонимами и зачастую подменяют друг друга.

В российских нормативно-правовых актах слово «экстрадиция» не используется, его заменяет словосочетание «выдача лица, совершившего преступление».

Экстрадиция в российском уголовном праве

Скачать форму акта

Правовая система России упоминает об экстрадиции и схожих с ней понятиях в нескольких нормативных документах. В первую очередь среди них нужно выделить:

  • Конституцию страны (ст. 61);
  • Уголовный кодекс (ст. 13);
  • Уголовно-процессуальный кодекс (главы 54, 55);
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования …» от 14.06.2012 г. № 11.

Кроме перечисленных документов правовую базу процедуры экстрадиции составляют различные международно-правовые акты России с конкретными странами о выдаче преступников.

В настоящий момент у РФ заключены договоры о выдаче с 65 странами из 188, со списком которых можно ознакомиться на сайте Интерпола по адресу: interpol.

int, либо в приложениях к постановлению № 11 Пленума ВС РФ.

Экстрадиция может быть совершена и вне договорных отношений между странами по принципу обмена. То есть в этом случае гражданин может быть выдан, к примеру, Российской Федерации из Соединенных Штатов с условием передачи иностранного гражданина или лица без гражданства Америке.

В соответствии с российским законодательством граждане страны не подлежат выдаче другому государству. Такой же политики придерживаются Беларусь, Украина, Франция, Китай.

Япония не только не выдает граждан своей страны, но и не применяет экстрадицию в отношении этнических японцев, даже если они являются носителями гражданства других стран.

А вот страны Европейского союза имеют в своем правовом арсенале взаимные соглашения, позволяющие передавать своих граждан.

Возможно, это связано с тем, что ЕС позиционируют себя как единый конгломерат и граждане свободно перемещаются в его пределах. 

Как экстрадировать иностранного гражданина

Процедуре экстрадиции посвящены две главы УПК РФ: 54 и 55. При этом нужно понимать, что непосредственно экстрадиция осуществляется в 2 направлениях:

  • по выдаче российского гражданина нашей стране из другого государства;
  • по передаче из России иностранного гражданина или лица без гражданства другому государству.

Помимо этих условных делений экстрадиция в российском праве разбивается на 2 направления в зависимости от целей выдачи человека:

  • экстрадиция для уголовного преследования и исполнения приговора;
  • выдача уже осужденного в России лица для несения наказания в стране своего гражданства.

Процедура выдачи человека для уголовного преследования и исполнения приговора от одного государства другому инициируется специальным запросом. Запрос от России направляется через Генпрокуратуру и должен содержать:

  • полные данные о гражданине, подлежащем экстрадиции;
  • изложение сути совершенного деяния, включая правовую квалификацию, реквизиты документов о привлечении к ответственности.

Россия в лице Генерального прокурора или его заместителя, основываясь на заключенных международных договорах либо принципе взаимности, при наличии оговоренных в УПК РФ условиях может выдать иностранного гражданина или человека без гражданства. Условия эти таковы:

  1. За совершенное преступление должно быть предусмотрено тюремное заключение сроком больше года или более суровое наказание (при уголовном преследовании).
  2. Требуемый к выдаче гражданин осужден к заключению сроком более полугода или более значительному наказанию.
  3. Запросившее экстрадицию государство гарантирует привлечение передаваемого лица к ответу только за то правонарушение, которое описано в запросе. После разбирательства и отбытия наказания гражданин сможет без проблем покинуть запросившую страну. Выдворение или выдача третьей стране такого человека не может быть совершена без согласия России.

Человек, в отношении которого принято решение об экстрадиции, должен быть уведомлен об этом. 

Вступление решения о выдаче гражданина в законную силу, его обжалование и отказ в выдаче

В законную силу решение об экстрадиции вступает через 10 дней после оповещения фигуранта.

Обжаловать решение о передаче человека другой стране можно в республиканский или краевой верховные суды, областной суд, суды городов федерального значения, автономного округа или края (по месту нахождения человека) на протяжении 10 дней после оповещения об экстрадиции.

Прокурор не позднее 10 дней должен отправить в суд доказательства обоснованности и законности вынесенного решения о выдаче.

А проверяется объективность решения об экстрадиции в течение 30 дней со дня обращения с жалобой в суд.

Проверку проводит судья индивидуально при участии в процессе: прокурора; гражданина, по поводу которого принято решение; его адвоката. Итогом проверки должно стать одно из решений судьи:

  • признать решение незаконным и необоснованным и отменить его;
  • оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе может быть в свою очередь опротестовано в Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ.

Запрос об экстрадиции не может быть удовлетворен в случаях:

  • если фигурант является гражданином России;
  • если запрос составлен в отношении того, кому РФ предоставила убежище в виду возможных гонений со стороны государства-просителя по признакам расы, веры, политубеждениям, национальности, гражданства;
  • если в отношении запрашиваемого в России уже вынесен за это же преступление приговор или производство по делу прекращено;
  • если в законную силу вступило решение российского суда о наличии законодательных и международно-правовых преград для выдачи лица;
  • если истекли сроки давности или уголовные процедуры не могут быть проведены из-за других правовых оснований;
  • если в России правонарушение, о котором говорится в запросе, не является преступлением.

Также в экстрадиции могут отказать:

  • если описываемое преступление совершено в пределах России или не на территории России, но против ее интересов;
  • в России уже идет уголовное преследование за указанное деяние;
  • в отношении фигуранта возбуждено дело по частному обвинению. 

Процедура выдачи граждан для несения уголовного наказания

Основанием для экстрадиции заключенного для отбывания наказания в стране своего гражданства (как в отношении иностранных граждан, так и в отношении россиян) является решение суда по обращению от управления исполнения наказаний либо осужденного (его представителя) или аналогичных организаций в другой стране.

В России дело рассматривается в порядке, предусмотренном УПК РФ для дел по вопросам исполнения приговора.

Отказать в экстрадиции для отбывания наказания в стране своего гражданства могут:

  • если человек осужден за преступления, которые в его стране таковыми не являются;
  • наказание в родной стране не может быть исполнено из-за сроков давности, непризнания в иностранном государстве приговора суда, несопоставимости условий и порядка отбывания наказания;
  • нет гарантий по исполнению гражданского иска;
  • нет согласия о выдаче осужденного в рамках международных соглашений;
  • фигурант постоянно проживает в России.

Источник: http://nsovetnik.ru/drugoe/chto_takoe_ekstradiciya/

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

При рассмотрении института экстрадиции, прежде всего, представляется целесообразным обратиться к понятийному вопросу.

Впервые термин «экстрадиция» был использован в договоре 1781 г.

, заключенном королем Франции Луи XVI и принцем Базельским Бишопом, а затем применялся повсеместно в практике двусторонних договоров и в национальных законодательных актах.

Экстрадиция представляет собой выдачу одним государством другому (иностранному) лица для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора; выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства.

Современная доктрина преимущественно придерживается мнения о тождественности терминов «экстрадиция» и «выдача». Употребление термина «экстрадиция» известно и различным международно-правовым документам.

Противоположной точкой зрения является, на наш взгляд, не совсем корректное представление о выдаче как одной из форм реализации экстрадиции, наряду с отказом в выдаче, отсрочкой выдачи, временной передачей, экстрадиционным транзитом,  что приводит лишь к смешению понятий.

В юридической литературе по проблеме дефиниции экстрадиции существуют различные точки зрения.

Неоднозначный подход указанного понимания вытекает из неодинаковой оценки таких правовых явлений как действие уголовного закона в пространстве, отнесения самой выдачи к акту кары, выделения различных целей, круга субъектов анализируемого института.

Так, по мнению Симсона Э.

, выдача в юридическом смысле есть акт судебной помощи и состоит в добровольной передаче лица, обвиняемого в преступлении, со стороны того государства, на территории которого это лицо находится, другому государству, потерпевшему от преступления этого лица и требующему передачи его.  С позиции Лоуренса Т., выдача преступников есть передача одним государством другому государству лица, находящегося на его территории и обвиняемого в совершении преступления на территории требующего выдачи государства, или лица, обвиняемого в совершении преступления за пределами территории требующего государства при условии принадлежности его гражданству и подсудности его юрисдикции.

В приведенных определениях право требования выдачи распространяется лишь на лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории иностранного государства, без учета обвиняемых, в отношении которых вынесен обвинительный приговор. Кроме того, не конкретизируются государства, которые могут требовать выдачи виновных лиц, обозначая их как «потерпевших от преступления».

Советские правоведы, исследуя вопросы экстрадиции, обосновывали ее, исходя из действия уголовного закона в пространстве сочетанием территориального принципа с принципом гражданства.

Так с точки зрения Соколова С.

, под экстрадицией или выдачей преступников понимается передача совершившего преступление индивида тем государством, на территории которого преступник находится, тому государству, на территории которого было совершено преступление, или тому государству, подданным которого является данный преступник.

По мнению Шаргородского М.Д., выдача преступников – это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству, для суда над ними или для применения к нему наказания.

Разделяя позицию Шаргородского М.Д., Звирбуль В.К. и Шупилов В.П.

отмечают, в свою очередь, что таковой следует считать акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ними или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Анализ приведенных дефиниций позволяет выделить отсутствие следующих признаков, составляющих содержание понятия экстрадиции, характерные недочеты авторов:

1)    отсутствие указания либо ограничения целей экстрадиции;

2)    обозначение неполного круга субъектов;

3)    подмена четко процессуальных терминов «лицо, подлежащее уголовному преследованию», и «лицо, выдаваемое для исполнения приговора», абстрактным понятием «преступник»;

4)    отсутствие положения о возможности экстрадиции лишь при наличии требования о выдаче.

Другой проблемой, связанной с терминологией, является некоторое расхождение понимания экстрадиции как процесса, то есть совокупности, множества юридических действий либо как единого действия – единого акта передачи.

По этому поводу Галенская Л.Н. отмечала: «Доктрина единодушна в утверждении о том, что экстрадиция представляет собой процесс. Из приведенных определений видно, что авторы говорят об «акте», «передаче», «процессе».

С этим мнением нельзя не согласиться».

Представляется, что вряд ли в данном случае можно говорить о доктринальном единстве, однако подчеркнем, что экстрадиция в любом случае является сложной системой логически взаимосвязанных действий.

Приведенные точки зрения наглядно показывают, что большинство авторов при определении экстрадиции оперируют термином «передача».

В национальном законодательстве термин «передача» используется для обозначения процедуры передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

В международной практике, кроме того, указанный термин применяется для обозначения следующих процедур: 1) передача обвиняемых международным уголовным трибуналам; 2) передача лиц в рамках применения Европейского ордера на арест.

Сходство выдачи и передачи осужденных заключается в том, что речь идет о перемещении лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда в сферу исполнительной юрисдикции для обеспечения реализации этого приговора.

Кроме того, в основе выдачи и передачи лежит взаимное признание приговоров и юрисдикции другой стороны, которое выражается в установлении преступнику национального режима для отбывания наказания по иностранному приговору и признании за каждой из сторон исключительного права на пересмотр своего приговора.

В свою очередь можно выделить следующие основные критерии отличия экстрадиции от передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является:

— При экстрадиции речь идет о выдаче лица, осужденного судебными органами запрашиваемого государства; передаче подлежит лицо, осужденное запрашиваемой стороной (иностранным государством).

— Экстрадиции подлежат лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении экстрадиционного преступления (лица, подлежащие уголовному преследованию), а также осужденные, то есть обвиняемые, в отношении которых вынесен обвинительные приговор (лица, выдаваемые для исполнения приговора); передаче подлежат только осужденные – иностранные граждане.

— Целями выдачи выступает уголовное преследование или исполнение приговора; цель передачи – отбывание передаваемым лицом назначенного лишения свободы на территории государства гражданства такого лица, эффективное достижение целей исправления и воспитания, адаптация осужденного на Родине.

— В отличие от выдачи, передача для исполнения наказания касается только гражданина того государства, куда направляется передаваемое лицо.

— Инициатива выдачи осужденного может исходить только от государства, вынесшего приговор и не имеющего возможности его исполнения ввиду нахождения пребывания осужденного в другом государстве; инициатором передачи для отбывания наказания – как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора.

— Обязательным условием передачи для отбывания наказания является письменное согласие осужденного;  при экстрадиции, напротив, отсутствие согласия выдаваемого лица презюмируется.

— С запросом о выдаче может обратиться исключительно компетентный орган; с ходатайством о передаче для отбывания наказания  –   сам осужденный, его близкий родственник, законный представитель и адвокат.

— Компетентным органом для выдачи является Генеральная прокуратура РФ;  компетентным органом для передачи лиц для отбывания наказания – соответствующие суда общей юрисдикции, а также Министерство юстиции Российской Федерации.

— Решение о выдаче принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем; основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы для отбывания наказания в Российской Федерации, является решение суда.Таким образом, рассматриваемые правовые явления представляют собой принципиально различные институты. В понятия «выдача» и «передача» вкладывается разное содержание, что делает их юридическую природу нетождественной.

По вопросу о субъектном составе экстрадиции существуют различные точки зрения, содержание которых сводится к следующему.

Ряд авторов утверждает, что субъектом выдачи могут быть лишь физические лица.

 При этом к таковым относятся: 1) российские, иностранные граждане и лица без гражданства в случае их выдачи Российской Федерации; 2) иностранные граждане и лица без гражданства при их выдаче Российской Федерацией.

Лицо, в отношении которого предъявлено требование о выдаче, может иметь двойное гражданство.

В подобных ситуациях действует общий принцип: субъект, обладающий двойным гражданством, рассматривается как гражданин запрашиваемой стороны. Согласно другой точке зрения, субъектами выдачи являются соответствующие государства (запрашивающее и запрашиваемое).

Более приемлемым в современных условиях представляется мнение Сафарова Н.А.

о том, что экстрадиция предполагает вовлеченность в процесс выдачи трех субъектов – запрашиваемого государства, запрашивающего государства и индивида, который обвиняется в совершении преступления либо осужден к уголовному наказанию.

Действительно, рассмотрение экстрадируемого лица в качестве объекта выдачи – ранее распространенная точка зрения. Совершенствование сферы защиты прав человека изменило государственно-ориентированную концепцию экстрадиции.

Индивид отныне рассматривается не как объект процесса, чьи права зависят исключительно от заинтересованных государств, а как субъект, самостоятельно притязающий на защиту прав.

 Тем самым данная позиция основана на двух факторах: во-первых, в понимании экстрадиции не как исключительно института международного уголовного права, но как межсистемного института; во-вторых, в связи с признанием концепции гарантий прав и свобод, безусловного соблюдения прав человека и гражданина в процессе экстрадиции.

Важными составляющими правового института также являются устойчивость и специфичность метода правового регулирования.

Применительно к институту экстрадиции к таковым, безусловно, относятся императивный и запретительный методы, устанавливающие властный порядок возникновения прав и обязанностей субъектов экстрадиционного правоотношения.

К целям экстрадиции, на наш взгляд, относятся осуществление запрашиваемым государством уголовного преследования лица, подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления, под юрисдикцией которого он находится, а также приведение  в исполнение обвинительного приговора в отношении лиц, скрывающихся на территории иностранных государств.

Изложенное позволяет возможным определить экстрадицию как межсистемный комплексный институт, представляющий собой деятельность, возникающую по поводу и в связи с доставкой лиц, подлежащих уголовному преследованию, и лиц, выдаваемых для исполнения приговора запрашиваемому государству на основании международного договора, национального законодательства или на основе принципа взаимности, в целях привлечения таких лиц к уголовной ответственности или исполнения наказания.

С.С. Рассказов, по материалам: Евразийский юридический журнал

Категории: Главное

« Случайно ли религиозные войны разгорелись во время войны в Сирии?
» Ситуация в Сирии и армяно-турецкие протоколы

Источник: http://bs-kaaz.org/2012/09/rasskazov-ekstradikciya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть